№3-2021-04

УДК 930.2

DOI: 10.22281/2413-9912-2021-05-03-46-57

Золотов В.И.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
В СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

В статье рассматриваются некоторые проблемы изучения исторического пространства, одного из направлений современного исторического знания. Ещё в середине ушедшего столетия Ф. Броделем был актуализирован вопрос о социальной составляющей исторического пространства. В современном социально-гуманитарном знании всё более востребованным становится понимание разных масштабов глобализации, соотношения национального и наднационального, специфика «инаковости» развития того или иного государства. В методологии темы географическое пространство очерчено границами социального взаимодействия и, определённым образом, трансформируется в пространство историческое. Предметное поле исторического пространства в любом случае социокультурное и определяет особенности существования социальной общности. Границы общности формируют сети взаимодействия, составляют пределы реальному поведению индивидов и их межличностным отношениям. Природа предмета исторического пространства продуцирует проблему соотнесения социологического и антропологического подходов в изучении векторов развития исторического пространства. В современном историческом знании всё более заметно значение антропологической эпистемы, глубинной бессознательной основы социальных практик (И.М. Савельева). Невнимание к такой основе стало фокусом критики «геоистории» Броделя, непризнание им истории ментальностей как предмета, определяющего основные векторы общественного развития. На конкретных примерах П.Ю. Уваров рассматривает процесс становления средневековой цивилизации в оптике взаимодействия различных социальных общностей эпохи. Перемещение кочевых цивилизаций из Восточной и Центральной Азии в западном направлении привело к коренным изменениям в земледельческом социуме на западе Евразии. Именно здесь сформировались условия, обеспечившие эффективное взаимодействие индивида и общества в пространстве прихода и поместья, этих центров силы и влияния при слабом государстве. Образ мышления в регионе обеспечивал созидательный потенциал социальных противоречий. Потерю Испанией к концу XVI в. силы и богатства И.Ю. Николаева анализирует через восприятие мира т.н. пикаро (picaro), жителя полуострова, «выбитого из колеи», хранителя социально негативных установок сознания и поведения. Пространственно-темпоральные перспективы изучения исторического пространства при соответствующих междисциплинарных подходах обретают новый эвристический потенциал.

Ключевые слова: историческое пространство, социальные общности, Ф. Бродель, антропологические подходы, бессознательное, ecclesia, поместье, пикаро.

Zolotov V.I.

HISTORICAL SPACE IN A MODERN HISTORICAL STUDY

The paper considers some problems of learning Historical Space, which is one of the modern historical knowledge’s directions. In the mid-twentieth century, F. Brodel foregrounded matter of Historical Space social component. Understanding of different globalization’s scope, correlation between national and supranational, special features of developing different nations becomes more and more demanding in modern social, humanitarian knowledge. In methodology topic geographical space is limited by social interaction, and in certain way, transforming into historical space. Subject field of Historical Space anyway is sociocultural and defines features of social community’s existence. Boarders of community forms chains of interaction, also forms limits of real individuals’ behaviour and their interpersonal relationships. Nature of Historical Space’s subject produces the problem of correlation between sociological and anthropological approach. The importance of anthropological episteme, the profound unconscious basis of social practises, is more and more visibly in modern historical knowledge (I.M Savelieva). Lack of attention to such basis became an object of criticism Brodel’s «geohistory» and his irrecognition of history of mentalities as a subject defining main directions of social development. With specific examples, P.U. Uvarov considers the process of establishment medieval civilization in the context of epoch different social communities’ interactions. Relocation of nomadic civilizations from East and Central Asia to the West led to fundamental changes in landowner’s society in the West of Eurasia. In this area were formed circumstances, that provided effective interaction between individual and society in space of parish and manor, these two centers of power and influence, in the condition of weak government. Way of thinking in the region guaranteed creative potential of social contradictions. Spain’s loss of power and wealth by the end of XVI century was analyzed through perception of the world so-called picaro, the peninsula citizen, disrupted his entire routine, the keeper of social negative attitudes of mind and behavior, by I.U. Nikolaeva. Time and space perspectives of learning Historical Study with appropriate multidisciplinary approach gain new heuristic potential.

Keywords: historical space, social community, F. Braudel, anthropological approaches, unconscious, ecclesia, estate, picaro.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University (Russia)

Читать статью (pdf-файл)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная