№2-2022-15

УДК 94

DOI: 10.22281/2413-9912-2022-06-02-132-139

Соколова Ю.И.

СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В 1954 – 1960 ГГ.
НА ПРИМЕРЕ ЭСТРАДЫ

Культурный обмен в 1954 – 1960 гг. играл важную роль в процессе формирования советско-индийского сотрудничества. Придерживаясь принципов «панча шила», советское руководство использовало стратегию «мягкой силы» для расширения собственного влияния в странах Азии. Обмен творческими коллективами, отдельными исполнителями заложили основу для выстраивания в будущем отношений в области культуры между СССР и Индией. Более тесные контакты в рассматриваемый период были налажены между цирковым, театральным искусством и танцевальными ансамблями. Зрители обеих стран получили возможность ближе познакомиться с нематериальным культурным наследием СССР и Индии, что, в свою очередь, сформировало положительные впечатления у общественности. Не имея официальных договоренностей, обмен осуществлялся в рассматриваемый период на основе взаимного интереса, благодаря инициативе руководства СССР, осуществлялось более тесное взаимодействие, расширение контактов в культурной сфере. Рассмотрение вопроса о месте эстрадного искусства в советско-индийском культурном обмене позволяет определить особенности процесса, обозначить проблемные составляющие, в частности, нежелание расширять географию обменов и увеличение расходов на организацию гастролей со стороны индийского руководства. Тем не менее, советская сторона стремилась использовать данный канал для пропаганды советского образа жизни, заведомо вкладывая значительные средства в реализацию планов культурного взаимодействия с Индией.

Ключевые слова: советско-индийский культурный обмен, эстрада, пропаганда культурных достижений СССР и Индии, Н.С. Хрущев, Дж. Неру, танцевальный ансамбль, цирковое искусство, театральное искусство, гастроли советских и индийских артистов.

Sokolova Ju.I.

SOVIET-INDIAN CULTURAL EXCHANGE IN 1954-1960 ON THE EXAMPLE OF VARIETY

Cultural exchange in 1954 — 1960 played an important role in the formation of Soviet-Indian cooperation. Adhering to the principles of «pancha shila», the Soviet leadership used the strategy of «soft power» to expand its own influence in Asian countries. The exchange of creative teams and individual performers laid the foundation for building cultural relations between the USSR and India in the future. Closer contacts in the period under review were established between circus, theatrical art and dance ensembles. Spectators from both countries had the opportunity to get to know the intangible cultural heritage of the USSR and India, which, in turn, formed a positive impression on the public. Without official agreements, the exchange was carried out during the period under review on the basis of mutual interest, thanks to the initiative of the USSR leadership, closer interaction was carried out, contacts were expanded in the cultural sphere. Consideration of the issue of the place of variety art in the Soviet-Indian cultural exchange makes it possible to determine the features of the process, identify problematic components, in particular, the reluctance to expand the geography of exchanges and the increase in the cost of organizing tours by the Indian leadership. Nevertheless, the Soviet side sought to use this channel to promote the Soviet way of life, deliberately investing heavily in the implementation of plans for cultural interaction with India.

Keywords: Soviet-Indian cultural exchange, variety art, propaganda of the cultural achievements of the USSR and India, N.S. Khrushchev, J. Nehru, dance ensemble, circus art, theatrical art, tours of Soviet and Indian artists.

Курский государственный университет(Россия)

Kursk State University(Russia).

Читать статью (pdf-файл)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная