Журнал «Вестник БГУ» №1 2014

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378
К.Ю. Александрова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА СРЕДСТВАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ
Рассматривается сущность и структура общекультурной компетентности. Выделены три ее компонента: цен-ностно-ориентационный, когнитивно-аналитический и коммуникативно-деятельностный. Описан процесс фор-мирования общекультурной компетентности средствами драматизации.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, ценностно-ориентационный компонент, когнитивно-аналитический компонент, коммуникативно-деятельностный компонент, драматизация, диалог, интерак-тивные формы, театрализация


УДК159.975
Н.Ю. Антипова
ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Проведено психологическое исследование матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Разработана методика «ВНДОО» (вина, невротизация, дисгармония, отчуждение, ответственность) позволяющая выявить особенности проявления факторов, влияющих на психологическое здоровье семьи: степень интенсивности переживаемой вины, степени невротизации и семейной дисгармонии, уровень успешности социальной адаптации семей, учитывая факторы социального отчуждения и социальной ответственности родителей.
Ключевые слова: семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, комплекс вины, невротизация, семейная дисгармония, социальное отчуждения и социальная ответственность.


УДК 378: 004.3(73)(045)
И. К. Войтович
ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ США
В статье анализируется опыт США по реализации технологий электронного обучения в практике преподавания, излагаются взгляды американских исследователей по наиболее острым вопросам электронной дидактики, а также освещаются отдельные моменты налаживания эффективной системы электронного обучения в вузе.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, электронное обучение, вузовское образование, непрерывное образование.


УДК – 370(09)+947.083
А.В. Гришин, В.А. Гришин
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
В статье рассматривается развитие политики Российской Империи в деле народного образования в первой четверти XIX века. Изучается становление и развитие деятельности Министерства народного просвещения. Рассматриваются новые виды образовательных учреждений, их учебная деятельность, особенности их функционирования. Прослеживается создание учебных округов, построение иерархии в управлении учебными заведениями. Рассматривается развитие университетского образования. Изучается роль и значение гимназий в жизни российского общества. Особое внимание уделяется деятельности лицея как особой формы учебного заведения.
Ключевые слова: Российская Империя, Александр I, народное образование, Министерство народного просвещения, учебные округа, университет, гимназия, лицей.


УДК 373.2; 376.3
И.Д. Емельянова
ДОШКОЛЬНИК В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В настоящее время в педагогической науке актуальность приобретает термин «инклюзивное образование». В связи с этим в данной статье рассматриваются принципы, условия, модель организации инклюзивного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: пространство, образовательное пространство, инклюзия, инклюзивное образование, дошкольник.


УДК 376.1-056.34:316.47:615.851:741.02
Е. А. Зелинская
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями является одним из основных предпосылок полноценной социализации этой категории детей. Развивать коммуникацию целесообразно средствами театральной деятельности. В статье представлены результаты внедрения методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами театральной деятельности.
Ключевые слова: развитие коммуникативных умений; дети младшего школьного возраста; интеллектуальные нарушения; театральная деятельность.


УДК: 502.3
Л.А.Зятева
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
В статье представлены теоретические подходы к проблеме формирования экологически безопасной личности школьника. Раскрыта роль экологического воспитания как определяющего фактора становления такой личности. Приведена модель воспитания экологически безопасной личности школьника.
Ключевые слова: экологическая безопасность; экологическое воспитание; модель воспитания; экологически безопасная личность школьника.


УДК: 370.711р378.169.14+372.21+700
А.К. Кавылина
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: К ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

В статье рассмотрены этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.
Ключевые слова: разновозрастная группа дошкольного заведения, этапы подготовки будущих воспитателей.


УДК 37.011+152.823.8
М.М. Калашников
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
В статье рассматривается сущность способностей как качественной категории личности. Определяется их структура и классификация. Дается определение способностей, исходя из системно-функциональной точки зрения. Подтверждается положение о том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. Вне деятельности способностей не существует. Рассматривается органическая взаимосвязь понятия способность – одаренность – талант – гениальность.
Ключевые слова: способности, одаренность, талант, гениальность, задатки, индивидуальные психологические различия.


УДК 372.2.01
В.Н. Карташова, А.В. Амбеталь
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО БАЗИСА СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается социально значимая и актуальная проблема закладки ценностного базиса, формирования системы личностных ценностей индивида. Особое внимание обращено на старший дошкольный возраст и потенциал раннего иноязычного образования, способный оказать влияние на процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности ребенка. Охарактеризованы особенности начального обучения иностранному языку на аксиологической основе.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, дошкольный возраст, раннее иноязычное образование, педагогическая технология.


УДК 378
О.С. Лейхтлинг
К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В данной статье рассматривается множество подходов к определению понятия «педагогические технологии», дается классификация педагогических технологий, особое внимание отводится педагогической технологии языковой интеграции. В процессе анализа определения понятий автор выделяет характерные черты, которые объединяют данные понятия, а также определенные аспекты, признаки и функции, которые помогают возможность лучше понять и проанализировать данное понятие. Черты, аспекты, признаки, функции, составляющие определения понятия «педагогические технологии» дают возможность классификации данного понятия. Автор таблично систематизирует педагогические технологии, обращая особое внимание на их существенные признаки. Рассматриваются педагогические технологии на основе интегративно-педагогических концепций. Данные концепции конструируют педагогические интегративные технологии, имеющие свои формы, методы, систему взглядов, принципов, которые определяют деятельность педагога в становлении всесторонне-развитой личности и являются интегративными направляющими в образовательном и социальном аспектах. Такие интегративные концепции, аспекты образуют основу педагогической технологии языковой интеграции. Автор дает определение педагогической технологии языковой интеграции, учитывая особенности интегративных технологий, выделяет ее цели, задачи, функции и принципы.
Ключевые слова: педагогические технологии, языковая интеграция, педагогическая технология языковой интеграции, классификация педагогических технологий.


УДК: 159.9.072
Е.С. Новицкая
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья посвящена проблеме родительских представлений о готовности ребенка к школе. В статье проанализировано содержательное наполнение представлений родителей о готовности ребенка к школе; приведены результаты исследования школьной готовности и родительских представлений; выявлено различие между представлениями родителей и реальным уровнем готовности к школе современных детей. Статья содержит анализ родительского представления в структуре детско-родительских отношений и паттернов родительских представлений как факторов готовности ребенка к школе.
Ключевые слова: готовность к школе, детско-родительские отношения, родительские представления о готовности ребенка к школе, родительские установки, семантическое пространство родителей.


УДК 36, 37 (377)
Ю.А. Пащенко
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕРМАНИИ
В данной статье освещено состояние современной социально-педагогической деятельности в Германии. Для написания статьи, использованы новейшие статистические данные о числе работающих с социальной сфере ФРГ. Уделено особое внимание таким социально-педагогическим особенностям как, например, добровольчеству, всесторонней юрисдикции.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальная работа, добровольчество, методы, особенности социально-педагогической деятельности.


УДК:378.183
О.В.Петрова
СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются сущность и компоненты культуры здорового образа жизни студентов. Раскрыто содержание аксиологического, когнитивного, информационно-коммуникативного и поведенческого компонентов культуры здорового образа жизни.
Ключевые слова: культура здорового образа жизни, компоненты культуры здорового образа жизни.


УДК – 37.01:159.923.
А.А Прядехо, А.Н. Прядехо
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В статье рассматривается психолого-физиологическая природа прогнозирования, приводится анализ компонентов прогностических способностей, обосновываются технологии обучения, направленные на развитие прогностических способностей. Анализируется сущность прогнозирования учебных целей и задач как компонент познавательных способностей. Как любая способность, способность к прогнозированию проявляется и формируется в деятельности. Особенности деятельности определяют и специфику способностей прогнозирования. Прогнозирование можно рассматривать и как общую и как специальную способность в зависимости от содержания и требований той или иной деятельности.
Ключевые слова: прогностические способности, прогноз, саморегуляция, гипотеза, , целеполагание.


УДК 372.212.
Г.Г. Сергеичева, Т.А. Желтова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В статье рассматриваются особенности игровой деятельности дошкольников, педагогический потенциал игры в процессе развития ребенка. Специально представлены музыкально-дидактические и литературно-ролевые игры
Ключевые слова: игра, игровая деятельность дошкольников, музыкально-дидактическая игра, литературно-ролевая игра.


УДК 378.1
М. С. Сидорина, О.В. Малькина
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье на основе информационного поиска и собственного опыта работы анализируются подходы к моделированию системы научно-исследовательских компетенций преподавателя вуза в условиях реформирования высшего образования .
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, научно-исследовательская деятельность преподавателя, компетенции преподавателя вуза.


УДК 371.4
Р.В. Степанец
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ГНОСЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В статье исследуется содержание, структура и функции интеграции как гносеолого- педагогического феномена.
Ключевые слова: интеграция, интегратор, интеграционные процессы в общем образовании.


УДК -373.1.013
Т.А. Степченко
ФОРМИРОВАНИЕ РАЗУМНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются базовые концепции формирования потребностей, показывается их неразрывная связь с ценностными ориентациями личности, приводятся конкретные формы и приёмы работы педагогов в данном направлении в рамках конкретного курса «Основы потребительской культуры», приводятся данные экспериментального исследования базовых потребностей с подростками. Даются рекомендации по повышению эффективности педагогического процесса для достижения результата – формирования разумных потребностей.
Ключевые слова: воспитание, духовные потребности, материальные потребности, образование, потребление, рациональность, социализация, ценности.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК – 378.036
М. И. Алдошина
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования этноэстетической культуры студентов. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала 21 века содержит проблемы личностного становления как часть проблем профессионального образования в университете. Она включает понятие, аспекты структуры, характеристику личности студента классического университета социального и гуманитарного профилей со сформированной этноэстетической культурой и результаты данного процесса в университете.
Ключевые слова: культура, этноэстетика, студент, университет.


УДК 373.1.013.
О.В. Андрианова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается процесс инструментальной импровизации как один из значимых компонентов подготовки учителя музыки, развивающих творческий потенциал студента, определены основные навыки, необходимые студенту для успешного осуществления инструментальной импровизации.
Ключевые слова: музыкальная культура, инструментальная импровизация, музыкальный инструмент, учитель музыки.


УДК – 378.14
А.В. Антюхов, Н.В. Фомин
РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВПО
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и применения фондов оценочных средств для оценивания результатов обучения и уровней сформированности компетенций выпускников вуза.
Ключевые слова: ФГОС ВПО, компетенции, результаты образования, фонд оценочных средств, методы и средства оценивания результатов образования.


УДК 377.112.4
Н.А. Асташова
РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается особый пласт русской культуры — литературное наследие выдающихся русских композиторов и музыкальных критиков XIX века — с позиций совершенствования современного школьного музыкального образования. Представлены идеи о музыке А.П.Бородина, М.И.Глинки, Ц.А. Кюи, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.Н.Серова, В.В.Стасова
Ключевые слова: литературное наследие великих русских композиторов XIX века, современное музыкальное образование, красота музыкального языка, народная песня, ценностные ориентиры.


УДК 78.37.02
В.В. Богатырёва
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (1960-е гг.)
В статье рассматриваются ведущие позитивные тенденции процесса музыкально-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных школах Брянской области 1960-х годов.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, ведущие тенденции музыкального воспитания, урок пения, внеклассные формы музыкальной деятельности.


УДК 78.37.
М.В. Богуславский
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ
В статье детализируются смыслы термина «модернизация», рассматриваются особенности модернизации российского образования. Автор представляет три этапа развития теории политической модернизации в русле новых направлений модернизационных исследований. Выделены и охарактеризованы три типа модернизации: первичная, вторичная и частичная.
Ключевые слова: модернизация российского образования, современные стратегии образования, стадии разработки теории модернизации, нормативно-ценностный подход, политическая транзитология.


УДК. 37.035.461
В.С Глухов, Р.А. Галустов, И.В. Дикая, А.А. Дикой
ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ — ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И СПОСОБНЫХ СТУДЕНТОВ
В статье исследуются важнейшие аспекты деятельности педагогических вузов по выявлению и развитию талантливых и способных студентов. Описывается опыт работы Армавирской государственной педагогической академии по поиску. развитии и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи. Приведены данные, показывающие эффективность данной работы.
Ключевые слова: выявление и развитие талантливых и способных студентов, педагогические вузы.


УДК370.153+36.0
Т.Е. Демидова, И.Н. Чижевская
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются психолого-педагогические основы исследования процесса подготовки будущего учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников. Обосновывается целесообразность использования контекстного и деятельностного подходов при подготовке будущего учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Ключевые слова: подготовка учителя, универсальные учебные действия, акмеология, контекстный подход, деятельностный подход.


УДК 378.147.88
Л.Н. Дыбкова, Э.А. Остапенко
ПОДГОТОВКА И ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ВУЗЕ
В статье проанализированы основные этапы разработки и оценивания учебного проекта. Определены цели проектов, выделены проблемы, с которыми сталкивается преподаватель, предложены пути их решения. Акцентируется внимание на развитии личностных качеств студентов, важности проведения самоанализа, рефлексии, групповой рефлексии, подчёркивается роль самооценочной деятельности студентов в процессе работы над проектом.
Ключевые слова: учебный проект, развитие личностных качеств студентов, самоанализ, рефлексия, групповая рефлексия, самооценочная деятельность студентов.


УДК 378.124:51:004
С.А. Дьяченко
МЕТОДИКА РАСЧЁТА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПРИ УСВОЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ
В соответствие с ФГОС рассмотрен новый подход к оцениванию знаний студента на основе рейтинга. Предложена методика расчета рейтинговой оценки студента при изучении курса математики, позволяющая студенту рационально организовать свою деятельность по усвоению курса, а преподавателю объективно оценить ее. Методика является обобщением опыта рейтинговой оценки знаний студентов в процессе изучения математики.
Ключевые слова: оценивание, рейтинг, процесс обучения математике.


УДК – 378.148
И.И. Железкина
РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В статье рассматриваются основы организации деятельности студентов в условиях психолого-педагогического практикума. Представлена практико-ориентированная деятельность будущих социальных педагогов в контексте формирования профессиональных компетенций. Подчеркивается роль самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.
Ключевые слова: психолого-педагогический практикум, специалист социальной сферы, практико-ориентированные задания, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа студентов.


УДК-378.146
Н.В. Изотова
РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы реализации системы корректирующего контроля в методической подготовке учителя английского языка при компетентностной модели обучения. Особое внимание уделяется теоретическим основам проектирования оценочных средств корректирующего контроля.
Ключевые слова: методическая подготовка, учитель английского языка, компетентностный подход, методическая компетенция, корректирующий контроль, оценочные средства, текущий и промежуточный контроль, закономерности и принципы.


УДК 377.3
О.В. Кандыба
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
В статье рассматриваются особенности и формы представления культурного наследия в рамках общепрофессиональных дисциплин. Автор обосновывает необходимые условия включения интерактивных технологий в образовательную деятельность колледжа.
Ключевые слова: культурное наследие, туризм, электронные ресурсы, интерактивный подход.


УДК 37.013
Н. В. Карташев
РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И СРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РЕБЕНКА
В статье представлены идеи повышения качества жизни ребенка в современных условиях, автор рассматривает потенциал духовных и материальных ценностей, положительно влияющих на ребенка, и создание качества жизни. Раскрыт потенциал семейного воспитания, ресурсы интеграции семейной, институциональной и средовой педагогики в повышении качества жизни современного ребенка.
Ключевые слова: воспитанность, ценности, социальный стандарт, педагогическое партнерство, педагогизация среды, качество жизни человека.


УДК 37.01(075.8)
М.В. Клименко
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Статья посвящена проблеме формирования субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности как основы компетентностной модели студентов-бакалавров юридического профиля. Уровень сформированности субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности определяет успех в будущем выполняемой профессиональной деятельности, способности выступать активным ее участником на международном уровне, осуществлять коммуникацию в рамках глобального мирового образовательного, культурного, экономического и правового пространства.
Ключевые слова: субъектный опыт, учебно-профессиональная деятельность, компетентностный подход, компетентностная модель, ключевые компетенции.


УДК 37.0.001.76+373.1
Т.Н. Корнеенко
ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ СЕГОДНЯ
В статье рассмотрены особенности феноменологического подхода к образованию. Феноменологический подход, учитывающий бытийную составляющую человека, в том числе и в познавательной деятельности, является основным в педагогическом процессе. Доказательством того служит то, что «человекоразмерный концепт» выступает основой в выстраивании отношений в обществе. Показаны отличительные особенности логического и феноменологического мышления в процессе обучения.
Ключевые слова: феноменология, феноменологический подход, образование, личность, мышление.


УДК 377
О.Е. Корякина
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ СТРОИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ
В статье раскрывается понятие профессионально значимых качеств будущего техника строителя, обоснована структурная модель и выбор практико-ориентированных заданий как средства формирования профессионально значимых качеств.
Ключевые слова: профессионально значимые качества, модель формирования, практико-ориентированные задания.


УДК:616.31-057.875:614.253І
Я.А. Кульбашна
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СТОМАТОЛОГОВ
В статье рассматриваются проблемы формирования деонтической компетентности как одной из составляющих профессиональной компетентности будущих стоматологов Украины.
Ключевые слова: деонтология, компетентностный подход, деонтическая компетентность, будущие стоматологи, профессиональная подготовка, ятрогения, эррология.


УДК 378.3
З.П. Ларских
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ И РЕАЛЬНЫХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются возможности комплексного использования виртуальных и реальных сюжетно-ролевых игр для развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова. Виртуальные компьютерные игры, сюжетно-ролевые игры, развитие мышления младших школьников.


УДК377.2
Е.В. Лемешова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА
В рамках модернизации российского образования реализация компетентностного подхода в системе высшей школы не теряет своей актуальности и в настоящее время. Эффективное решение проблем социально-экономического развития страны во многом определяется высокопрофессиональными квалифицированными кадрами. В этой связи выпускник вуза должен иметь достаточный опыт применения полученных знаний для решения практических задач. В статье предпринята попытка раскрыть значимость процесса формирования когнитивной компетентности у будущих экономистов, определена её структура и обозначены задачи по решению данной проблемы.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, когнитивная компетентность, познавательная деятельность, самостоятельность.


УДК 378
М.В. Ретивых
«ПОРТФОЛИО» КАК КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье раскрывается актуальность и сущность понятия самостоятельной работы студента, а также рассматриваются виды, процесс создания и функции портфолио как комплексной технологии организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная самостоятельность, портфолио, рефлексия.


УДК 373.2
Т. Р. Тенкачева
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, раскрыты основные направления и этапы данной работы.
Ключевые слова: инклюзивное образование, грамматический строй речи, речевое развитие, дошкольный возраст.


УДК:378.046.7
М.И. Фурманова
ЯЗЫКОВАЯ/РЕЧЕВАЯ СРЕДА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО/КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ – СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Урок иностранного языка нуждается в особой атмосфере, в основном определяемой как искусственная языковая среда, которая подразумевает с одной стороны «информативную» языковую среду, с другой – язык «общения» участников процесса обучения иностранному языку. Считаем целесообразным конкретизировать эти понятия, разделив языковую и речевую (искусственную и приближенную к реальной) среду урока. Именно в речевой среде, которую сегодня организовать легче, чем раньше, благодаря ИКТ, возникает речевая ситуация. Кроме того формирование навыков и умений на основе языковых упражнений требует больших временных затрат, что вступает в противоречие с количеством школьных часов. Создание специальной речевой среды решает эту проблему. Таким образом, в методическом плане языковая и речевая подготовка требуют не только различных подходов, но и различных условий, создание которых на уроке способствует интенсификации процесса обучения иностранному языку, а именно, усвоение иноязычной системы логичнее осуществлять в языковой среде, а формирование коммуникативных умений – в речевой.
Ключевые слова: языковая среда, речевая среда, речевая ситуация, интенсификация обучения, усвоение языкового материала, формирование коммуникативных умений.


УДК 377
Л. А. Хроленок
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются особенности управления инновационными процессами в современном профессиональном образовании. Автор представляет этапы управления инновациями и анализирует условия успешности проводимых преобразований.
Ключевые слова: управление инновационными процессами, инновационная деятельность, этапы управления инновациями.


УДК 37.013.42
Л.А. Ядвиршис
ПРОБЛЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Преобразования, происходящие в системе профессионального образования, приводят к необходимости подготовки профессионально компетентных специалистов. Это требует качественного изменения системы подготовки социальных педагогов с ориентацией на формирование у них технологической компетентности, которая трактуется через призму синергетического подхода.
Ключевые слова: технологическая компетентность социального педагога, синергетический подход, организационно-педагогические условия формирования технологической компетентности у студентов.


ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371.213+1599
О.С. Балыкина, Н.М. Ерохина, Л.П. Петухова
ОБЗОР ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На сегодняшний день в связи реформами проводимыми в образовательной в сфере особое внимание уделяется профессиональной деятельности педагога. Специфика деятельности работников образования предполагает интенсивное взаимодействие с разными людьми, что может вызывать длительный внутри-личностный конфликт, приводящий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).Проявление синдрома выгорания в профессиональной деятельности может усилиться и закрепиться при отсутствии диагностики и последующей работы по снижению воздействия отрицательных и закреплению положительных факторов в жизнедеятельности человека.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром профессионального выгорания, дистресс, внутриличностный конфликт, самооценка, тревожность, локус контроля.


УДК 373
В.И. Гостенина, М.В. Борисенкова, Ю.А. Володина
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
В статье представлены основные направления в изучении социальной зрелости личности в трудах отечественных и зарубежных психологов, обозначены актуальные проблемы социальной зрелости в старшем школьном возрасте. Разработаны основополагающие критерии социальной зрелости старшеклассников.
Ключевые слова: социальная зрелость личности, старший школьный возраст, критерии социальной зрелости личности.


УДК: 159. 964. 26
В.С. Густодымова
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПАРАДИГМЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К.Г. ЮНГА
Представлены результаты исследования типологических особенностей формирования психологической зависимости в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга. Обследовано 328 человек в возрасте от 18 до 45 лет. Обнаружена достоверная связь между психологическим типом личности и склонностью к различным видам зависимости. Феномен психологической зависимости рассматривается как одно из негативных последствий необходимых адаптаций личности к условиям внешней среды с точки зрения юнгианской типологии. Выявлены некоторые типологические особенности личности, оказывающие существенное влияние на формирование зависимости: искаженный и смешанный тип личности, недифференцированная психическая функция. Проблема дифференциации функций приводит к односторонней линии поведения, что неизбежно ведет к потере психического равновесия и дисбалансу личности. Показана значимость диагностики функционально-психологического типа личности на начальном этапе аналитически ориентированного психологического консультирования по проблеме зависимости. Полученные в ходе диагностики данные наряду с результатами первичной беседы позволяют психологу-консультанту получить наиболее адекватное и полное представление о специфике проблемы клиента и возможных вариантах ее разрешения.
Ключевые слова: психологическая зависимость, аналитическая психология К.Г. Юнга, функционально-психологический тип личности, искаженный тип личности, Тень, личностный рост.


УДК 373
Л.В. Верес
СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В статье раскрывается структурное содержание исследовательской компетентности в старшем школьном возрасте, рассматриваются специальные умения и навыки как элементы исследовательской компетентности, определяются критерии исследовательской компетентности старшеклассников на основе контент-анализа.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, когнитивный компонент, личностный компонент, мотивационный компонент, рефлексивный компонент, операционный компонент,старший школьный возраст.


УДК 159.922+159.9.072.43
А.Ю. Внутских, Л.З. Зарипова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье репрезентированы важнейшие результаты ряда исследований психологических аспектов образовательного процесса. Показана высокая актуальность этого направления психологических исследований в условиях глубокого реформирования образовательного процесса в России. В фокусе проанализированных работ находятся психологические аспекты комплексных проблем готовности к образовательной деятельности дошкольников, формирования идентичности проблемных и благополучных подростков, психологического сопровождения образовательного процесса в вузе и саморегуляции в ходе образовательного процесса, обучения иностранным языкам в вузе, готовности и мотивации к профессиональной деятельности студентов и выпускников вузов.
Ключевые слова: психологические аспекты образовательного процесса, риски реформирования образования.


УДК 159.923
Г.П. Золотникова, Т.А. Скачкова, Н.В. Серегина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ
Обнаружена связь стиля управления, а также ограничений управленческого потенциала с особенностями темперамента руководителей, акцентуациями характера и чертами личности.
Ключевые слова: руководитель, темперамент, акцентуации характера, стиль управления.


УДК 37.012+152.824.7
Е.В. Кузнецова, С.А. Елисеев, Ю.А. Володина
МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ В СЕМЬЕ
Проведено диагностическое исследование подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье. Показано, что на рушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, оказывают влияние на психологическую устойчивость личности подростков и требуют особой психологической помощи с использованием методов активного социально-психологического обучения.
Ключевые слова: жестокое обращение в семье, подростки, психологическая устойчивость, методы активного социально-психологического обучения.


УДК 159.9 +140.8
Н.В. Матяш, Т.А. Павлова
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ
Рассматривается проблема применения активных социально-психологических методов в повышении эффективности принятия управленческих решений руководителя. Дается анализ результатов интегративного социально-психологического тренинга и методик рефлексивной диагностики умений профессиональной деятельности руководителя.
Ключевые слова: методы активного социально-психологического обучения, социально-психологический тренинг, принятие управленческих решений, тайм-менеджмент.


УДК 370.153+372.52
С.Л. Мельников, О.А. Карнеева
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗе
В статье раскрывается сущность понятий «условие», «компетентностный подход». Определяются психолого-педагогические условия развития личности студента в образовательном процессе в вузе. Раскрываются критерии оценки и этапы формирования компетентности студентов. Анализируется последовательность применения различных методов, приемов и форм организации занятий, реализуемых в рамках формирования компетентности личности в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: компетентность, психолого-педагогические условия развития личности, формирование компетентности студента.


УДК 37.014
В.С. Меренкова
ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОГНОЗЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная работа посвящена рассмотрению проблемы влияния негармоничных типов семейного воспитания как хронических психотравмирующих воздействий на внутреннюю картину здоровья младших школьников.
Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, младшие школьники, тип семейного воспитания, негармоничные типы семейного воспитания.


УДК: 159.9+331.2
М.В. Прохорова, А.А. Баранова
РОЛЬ ДЕНЕЖНОЙ МОТИВАЦИИ В ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ РАБОТНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Авторы исследуют роль и значение денежного вознаграждения в структуре мотивации трудовой деятельности работников фармацевтического бизнеса и особенности мотивации руководителей и исполнителей. В статье раскрывается соотношение мотивационных комплексов в потребностей сфере работников фармацевтического бизнеса в целом, а также дифференцированно для руководителей и исполнителей.
Ключевые слова: денежная мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, мотивация трудовой деятельности, мотивационный комплекс, фармацевтический бизнес.


УДК 159.9: 316.356.2
Е.В. Семакова, И.Ю. Макарова
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ СИНДРОМЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Представлены результаты собственных исследований детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (дисгармоничным типом развития) и их семей, проживающих на территории РФ. В качестве исследуемых явлений были оценены: психологические, социальные и семейные факторы, участвующие в механизмах психологической адаптации при синдроме гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Установлена их значимость в формировании и инициации дезадаптивных форм реагирования. Дана характеристика наиболее часто встречающихся способов психосоматического реагирования в изучаемой группе.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, семейные механизмы в развитии, копинг-поведение, психологическая защита, психосоматическое реагирование, профилактика.


УДК 615.851.82:78
Е.А. Серебрякова
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматривается влияние музыки на психику и соматическое состояние человека. Показано влияние ритма, мелодии, певческого звука на физическое и психическое состояние человека с точки зрения философии, психологии, физиологии. Доказывается, что музыка обладает значительным гармонизирующим влиянием на психику и физическое состояние человека. Обосновывается возможность применения музыкальной и вокальной терапии в практике профилактики и лечения негативных психических и физических состояний людей.
Ключевые слова: психика, музыка, состояние, терапия, лечение, человек, влияние.


УДК 159.98: 159.953.5 – 057.875
Э. А. Соколова
ПРЕДИКАТЫ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ
Исследование позволило обосновать предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов. При ее создании автор рекомендует опираться на понимание развития личности студента и развитие его способностей к обучению – на начальном уровне обучения, в дальнейшем – на особенности идеального образа студента в понимании студентов – старшекурсников и на понимание собственных психологических проблем студентами, а также на технологии формирования внутренней мотивации. Начальный уровень развития учебных навыков и личности студента должны быть представлены в понимании преподавателя. Идеальный образ студента отражает внутреннюю мотивацию студентов к развитию тех или иных компетенций, и позволяет преподавателю учитывать наиболее сенситивный период для их развития. Собственные психологические проблемы в понимании студентов позволяют выявить депривированные потребности и с учетом их строить внутреннюю мотивацию Результаты могут быть использованы как преподавателями университета, так и практическими психологами университетов для разработки рекомендаций преподавателям по формированию внутренней мотивации студентов.
Ключевые слова: преподаватель, студент, субъект, компетентность, мотивация, личность, взаимодействие.


УДК370.154
М.В. Хохлова
СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА
В статье обосновывается необходимость формирования субъектного опыта сотрудничества бакалавров как компонента готовности к профессиональной деятельности. Раскрываются результаты экспериментальной работы формирования опыта сотрудничества средствами проектной деятельности.
Ключевые слова: субъектный опыт сотрудничества бакалавров, проектная деятельность.


ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ

УДК 372.851
Е.Е. Алексеева
СОСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается составление задач как средство активизации умственной деятельности учащихся, направленной на развитие познавательных учебных действий при обучении геометрии, и приведён пример формирования приёма «Составление задач с использованием метрической определённости фигур».
Ключевые слова: умственная деятельность, познавательные действия, составление геометрических задач, приём, метрическая определённость.


УДК 371.24+371.212
В. И. Горбачев
КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕБНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОВНЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В содержательно-целевом подходе исследуется классификация предметных компетенций математики на уровне общего образования.
Ключевые слова: математическая деятельность, общее образование, предметные компетенции.


УДК 796.015.132
Ю.С. Грачев, Е.С. Бойко
ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ)
В проведенных экспериментальных исследованиях получены на примере спортивных упражнений результаты, позволяющие внести некоторые уточнения и дополнения в теорию и практику обучения движениям.
Ключевые слова: биокибернетический анализ движений, стационарные, нестационарные процессы в двигательной деятельности, вариационная психобиомеханика движений.


УДК 53:372.8
Г.В. Егоров
О РОЛИ ЗАКОНОВ СОХРАНЕНИЯ В ФИЗИКЕ
В статье анализируется роль, которую играют законы сохранения в физике, рассматривается связь этих законов со свойствами симметрии пространства и времени, аргументируются важность и удобство применения законов сохранения в механике, значимость применения принципа множественности и единства моделей в процессе изложения материала данной темы в курсе физики.
Ключевые слова: преподавание физики, методология, моделирование, законы сохранения, интегралы движения, вектор Рунге-Ленца, принцип множественности и единства моделей.


УДК 378.147
В.Н. Карташова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
В статье рассматривается проблема культурологического подхода к иноязычному образованию будущих бакалавров нелингвистических факультетов. Представлена информация из опыта работы по решению проблем лингвострановедческой и культурной интерференции в ходе изучения студентами лексической темы «Система высшего образования в Германии». Описаны виды заданий для самостоятельной работы студентов. Дан краткий обзор глоссария реалий по теме.
Ключевые слова: культурологический подход, иноязычное образование, лингвострановедческая и культурная интерференция, самостоятельная работа, глоссарий реалий.


УДК 535.215.1:378.147
В.В. Коваленко, С.В. Ковыршина
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ
В работе рассматриваются состояние, проблемы и вопросы развития современного естественно – научного образования. На основе постоянно совершенствующихся направлений проведения физического эксперимента предложены актуализированные методы изучения квантового явления – фотоэлектрического эффекта – с количественной интерпретацией результатов тестирующего лабораторного эксперимента, адаптированные для студентов младших курсов.
Ключевые слова: физика, внешний фотоэлектрический эффект, вольт-амперная характеристика, зависимость.


УДК 378. 147
О.А. Маслова
СИСТЕМА ЗАДАЧ КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ СО СТРУКТУРОЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УТВЕРЖДЕНИЙ
В данной статье выделены сущностные характеристики понятия «умения работать со структурой математических утверждений», а также смоделирована его компонентная модель. Выделены системы задач как основное средство формирования данного умения, перечислены требования к задачам, описаны их особенности. Приведены примеры задач курса математической логики, формирующие у будущих учителей математики умение работать со структурой математических утверждений.
Ключевые слова: умение работать со структурой математических утверждений, теорема, определение, система задач, математическая логика.


УДК 378.147:372.851
Е.В. Никольский
О СТРУКТУРЕ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Научно структурированное и методически правильно разработанное преподавателем учебное пособие должно мотивировать студента к самостоятельным занятиям, самостоятельному доказыванию теорем и решению достаточно сложных задач, оказывая ему при этом всевозможную оперативную помощь при нахождении нужной информации по данному вопросу. Пособие должно достаточно полно отражать некоторые базовые психолого-педагогические аспекты и элементы дидактики.
Ключевые слова: пособие, структура, причины, мотивация, части, студент.


УДК:378.046.7
М. В. Пригода
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены особенности смешанной формы обучения, раскрыт его потенциал в повышении эффективности обучения иностранному языку будущего специалиста в системе среднего профессионального образования. Описано проведенное педагогическое исследование, в рамках которого была разработана программа смешанного курса обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей для средне специальных учебных заведений.
Ключевые слова: смешанное обучение, профессионально-ориентированное обучение, иностранный язык, среднее профессиональное образование, профессионально-коммуникативная деятельность.


УДК 372.881.111.1
Л.А. Слепцова, М.В. Клименко
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН БАКАЛАВРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (ПРОФИЛЬ «АНГЛИЙСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫКИ»)
Статья посвящена вопросу реализации междисциплинарных связей в процессе преподавания языковых дисциплин на факультетах иностранных языков. Использование потенциала междисциплинарных связей служит дополнительным источником повышения мотивации учебной деятельности, основой формирования лингвистической, коммуникативной, лингвострановедческой компетенций, позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов.
Ключевые слова: междисциплинарные связи, компетенция, коммуникация, интеграция, принцип культуросообразности.


УДК 811:378.147.88
И.В. Стрекалова
О ЗНАЧЕНИИ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ И СТИМУЛАХ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Данная статья посвящена проблеме формирования интереса к изучению иностранных языков в нефилологическом вузе, а также роли иностранного языка в подготовке современного специалиста. Рассмотрены и проанализированы основные стимулы формирования этого интереса, приведены отдельные методические рекомендации.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, иностранный язык, стимул.


УДК 372.210
Т.Р. Тенкачева
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, раскрыты основные направления и этапы данной работы.
Ключевые слова: инклюзивное образование, грамматический строй речи, речевое развитие, дошкольный возраст.


УДК 398 (= 512.156)
Ч.А. Кара-оол
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО–ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР ТЫВИНЦЕВ
В данной статье автор рассматривает детский музыкально-игровой фольклор тывинцев, раскрывает особенности этого жанра, его значение в традиционной культуре.
Ключевые слова: детский фольклор, детский музыкальный фольклор, возрастные периоды ребенка, пестушки, потешки, заклички.


УДК 372.881.111.1
Л.Н. Щербатых
ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье автор описывает приёмы работы с лингвистически одарёнными старшеклассниками, одним из которых является организация занятия «Телемост» по теме «Проблемы экологии».
Ключевые слова: лингвистически одарённые старшеклассники, «телемост», нетрадиционный урок.