№3-2023-06

№3-2023-06

УДК 241.13

DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-03-46-54

Гавриленков А.Ф.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКТЫ СКОПЦОВ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)

В статье рассматриваются особенности хозяйственной деятельности секты скопцов в условиях ссылки в Якутскую область Сибири Российской империи. Отмечается, что религиозные нормы вероучения скопцов спровоцировали особенности их хозяйственной деятельности. Оскопление, особенно «царская печать», создавало условия для изоляции скопцов от российского общества. Хозяйственная деятельность скопцов, напротив, позволяла им вернуться в общество. Скопцы не могли рассчитывать на полную лояльность к себе со стороны общества, так как общество отторгало обряд оскопления. Тем не менее, в условиях ссылки скопцы внедряли капиталистические отношения, эксплуатируя местное население (якутов) и менее обеспеченных своих единоверцев. Рабочий день сельскохозяйственных наемных рабочих у скопцов длился по 19-20 часов в сутки. При этом следует иметь в виду, что процесс обогащения у скопцов существенно отличался от аналогичного процесса у европейских протестантов и русских старообрядцев. Протестанты создавали религиозные нормы, которые затем оказывали влияние на процесс обогащения, формируя специфическую хозяйственную этику капиталистических отношений. Старообрядцы через обогащение создавали условия для достижения праведной жизни. Скопцы стремились через обогащение и развитие капиталистических отношений выйти из изоляции, вернуться в общество.

Ключевые слова: Российская империя, Якутская область, вероучение скопцов, оскопление, «корабли», «духовные скопцы», ссылка, хозяйственная деятельность, обогащение скопцов.

Gavrilenkov A.F.

RELIGIOUS NORMS AND ECONOMIC ACTIVITY OF THE SECT OF THE EUNUCHS IN RUSSIA (THE SECOND HALF OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES.)

The article discusses the features of the economic activity of the sect of the Scopians in the conditions of exile in the Yakut region of Siberia of the Russian Empire. It is noted that the religious norms of the faith of the Scopians provoked the peculiarities of their economic activity. Castration, especially the «royal seal», created conditions for the isolation of the Scopians from Russian society. The economic activity of the Scopians, on the contrary, allowed them to return to society. The Scopians could not count on full loyalty to themselves from society, since society rejected the rite of castration. Nevertheless, in the conditions of exile, the Scopians introduced capitalist relations, exploiting the local population (Yakuts) and their less well-off co-religionists. The working day of agricultural salaried workers at the Skoptsy lasted 19-20 hours a day. It should be borne in mind that the process of enrichment among the Scopians was significantly different from the similar process among European Protestants and Russian Old Believers. Protestants created religious norms, which then influenced the process of enrichment, forming a specific economic ethics of capitalist relations. The Old Believers, through enrichment, created conditions for achieving a righteous life. The Scopians sought to get out of isolation and return to society through the enrichment and development of capitalist relations.

Keywords: The Russian Empire, the Yakut region, the doctrine of the eunuchs, castration, «ships», «spiritual eunuchs», exile, economic activity, enrichment of the Eunuchs

Смоленская Православная Духовная семинария (Россия)

Smolensk Orthodox Theological Seminary (Russia)

Читать статью (pdf-файл)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная