№3-2023-11
№3-2023-11
УДК 93/94
DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-03-92-108
Раковский Д.О.
ГОРОДСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ПАВЛА И СЕРГЕЯ ТРЕТЬЯКОВЫХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. В КОНТЕКСТЕ МЕМОРИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Во второй половине XIX в. многие крупные российские музеи открываются для посещения публикой. В этой связи становится важно проследить становление их роли в обществе и влияние на культурную память. В статье рассматриваются экспозиции Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых второй половины XIX – начала XX вв. с точки зрения их влияния на формирование культурной памяти и исторических представлений российского общества. В рамках исследования произведения искусства, выставленные в залах учреждения, были отобраны и распределены по историческим эпохам, которые они отражают: Библейская и раннехристианская история, Античность (до 476 г.), отечественное Средневековье (Допетровская Русь, до 1682 г.), зарубежное Средневековье (476–1500 гг.), Зарубежная история Нового времени (1500–1855 гг.), Новая Россия (1682–1855 гг.) и Современность (с 1855 г.). В рамках этого подхода автором был определен ряд наиболее популярных героев и событий истории, отраженных на экспозициях Третьяковской галереи, проведен анализ тех образов, в которых они демонстрировались через произведения искусства, а также определена доля каждой эпохи в информационном пространстве музея и их изменения во времени. Как показывают материалы настоящей статьи, Третьяковская галерея создавала новый визуальный образ национальной истории, отражающий заказ общества пореформенной России, в котором ведущую роль играли представители народа и «прогрессивной» интеллигенции, а не монархи и полководцы.
Ключевые слова: историческая память, культурная память, мемориальные исследования, мемориальная политика, музеи второй половины XIX – начала XX вв., Третьяковская галерея, музейная экспозиция, memory studies.
Rakovsky D.O.
THE PAVEL AND SERGEI TRETYAKOV CITY GALLERY IN THE SECOND HALF OF THE XIX – EARLY XX CENTURIES IN THE CONTEXT OF MEMORIAL STUDIES
In the second half of the XIX century, many large Russian museums were opened to the public. In this regard it’s important to trace the formation of their role in society and the impact on cultural memory. The article examines the expositions of the Pavel and Sergei Tretyakov City Gallery in the second half of the XIX – early XX centuries from the point of view of their influence on the formation of cultural memory and historical perceptions of Russian society. As part of the study, the works of art exhibited in the halls of the Gallery were selected and distributed according to historical eras that they reflect: Biblical and Early Christian history, Antiquity (before 476), the Domestic Middle Ages (Pre-Petrine Russia, before 1682), the Foreign Middle Ages (476-1500), the Foreign History of Modern Times (1500-1855), New Russia (1682-1855) and Modernity (since 1855). Within the framework of this approach, the author identified the most popular heroes and events of history reflected in the Tretyakov Gallery expositions, analyzed the images in which they were shown through works of art, and also determined the share of each epoch in the information space of museum and their changes over time. As this article shows, the Tretyakov Gallery created a new visual image of national history, reflecting the order of the society of post-reform Russia, in which the people and the «progressive» intelligentsia played a leading role, and not monarchs and generals.
Keywords: historical memory, cultural memory, memorial research, memorial policy, museums of the second half of the XIX – early XX centuries, Tretyakov Gallery, museum exposition, memory studies.
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия)
St.-Petersburg State University (Russia)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная