№4-2023-13

УДК 94(476) 1941/1945

DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-04-128-136

Пушкаренко Е.А.

НЕМЕЦКАЯ ПРОПАГАНДА НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ В 1941-1944 ГОДЫ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В настоящей статье рассматривается актуальная проблема современной отечественной историографии – феномен идейно-политического и морально-психологического воздействия на массовое сознание с помощью средств пропаганды на оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны. Исследование проведено на примере Генерального округа Беларусь с использованием документов Национального архива Республики Беларусь периода 1941-1944 гг. Цель исследования – анализ содержания, специфики и эффективности немецкой пропаганды антисоветской направленности в пределах данной административной единицы. Объект исследования – история Великий Отечественной войны, предмет – содержание немецкой пропаганды антисоветской направленности в пределах Генерального округа Беларусь. В рамках проведения исследования были использованы хронологический, проблемно-аналитический, сравнительно-исторический и нарративный методы. Автор приходит к выводу, что нацистские политические принципы славяно- и русофобии были закамуфлированы в материалах пропаганды под антисоветскую риторику. При этом пропаганда должна была легитимировать в глазах населения приход немецких властей, оправдать политику геноцида евреев и методы борьбы с партизанами. В пропагандистских материалах нападение нацистской Германии на СССР называлось «превентивным» шагом, а целью войны была объявлена «борьба с большевизмом» и «освобождение порабощенных народов Востока». Идеологическое воздействие было построено с использованием различных приемов: подмены понятий, искажения фактов, создания ложных представлений. При этом подвергались критике и реальные недостатки советской системы, что выступало своеобразным средством верификации. Однако резкий контраст между содержанием пропаганды и реалиями оккупационного режима девальвировал эффективность идейно-политического влияния немецких властей на советское население, находившееся в зоне оккупации.

Ключевые слова: немецкая пропаганда, Генеральный округ Беларусь, Великая Отечественная война, антисоветизм/антибольшевизм, «борьба с большевизмом».

Pushkarenko E.A.

GERMAN PROPAGANDA IN THE OCCUPIED TERRITORY OF BELARUS
IN 1941-1944: A POLITICAL ASPECT

This article examines the actual problem of modern Russian historiography – the phenomenon of ideological, political, moral and psychological impact on mass consciousness through propaganda in the occupied Soviet territory during the Great Patriotic War. The subject of the study was the thematic direction of anti-Sovietism/anti-communism. The author conclude that the Nazi principles of Slavophobia/Russophobia were disguised as anti-Soviet rhetoric. At the same time, propaganda was supposed to legitimize the arrival of the German authorities in the eyes of the population, justify the policy of genocide of Jews and methods of combating partisans. In propaganda materials, Nazi Germany’s attack on the USSR was called a «preventive» step, and the goal of the war was declared to be «the fight against Bolshevism» and «the liberation of the enslaved peoples of the East.» Ideological influence was built using various techniques: substitution of concepts, distortion of facts, creation of false representations. At the same time, the real shortcomings of the Soviet system, which acted as a kind of verification tool, were also criticized. However, the sharp contrast between the content of propaganda and the realities of the occupation regime devalued the effectiveness of the ideological and political influence of the German authorities on the Soviet population in the occupation zone.

Keywords: German propaganda, the General District of Belarus, the Great Patriotic War, anti-Sovietism/anti-communism, «the fight against Bolshevism».

Российская таможенная академия (Россия)

Russian Customs Academy (Russia)

Читать статью (pdf-файл)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная