№4-2024-19
УДК 930.1;316.277.3
DOI:10.22281/2413-9912-2024-08-04-149-154
Терехов О.Э., Терехова О.Н.
КОНЦЕПЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА Н. ЭЛИАСА:
ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
В статье рассматривается концепция западноевропейского абсолютизма немецкого социолога Норберта Элиаса. Актуальность темы обусловлена тем, что Элиас принадлежит к числу основателей исторической социологии, популярного направления в гуманитарных исследованиях второй половины XX столетия, которое неоднократно обращалось к изучению проблем генезиса абсолютизма. Актуальность также связана с тем, что Элиас по праву считается одним из основоположников социокультурного подхода в исследовании проблем западноевропейского абсолютизма. Подход Элиаса к анализу абсолютизма, его концепция не являлись чем-то заранее заданным. И если в своем раннем научном творчестве Элиас сосредотачивает внимание на экономических, прежде всего денежно-финансовых предпосылках абсолютной монархии, то, по мере эволюции своих взглядов, он постепенно смещал акцент на социокультурные факторы его развития. Элиас приходит к выводу о том, что по мере усложнения структуры западноевропейского общества в период генезиса абсолютизма и военной революции раннего Нового времени, создания системы государственного налогообложения, разорения дворянства значение экономики постепенно ослабевает и возрастает роль социокультурных параметров. В обществе формируются сложные, вертикально и горизонтально связанные между собой, структуры, фигурации по терминологии Элиаса. Усложняются также его социальные, культурные и т. д. запросы. В центре этого процесса находится король, королевский двор и придворное общество. На примере эволюции социокультурного облика французского королевского двора эпохи абсолютизма Элиас показывает, как происходит этот процесс, давший толчок становлению модерного общества.
Ключевые слова: Норбер Элиас,западноевропейский абсолютизм, историческая социология, фигурация, придворное общества.
Terekhov O.E., Terekhova O.N.
N. ELIAS’S CONCEPT OF WESTERN EUROPEAN ABSOLUTISM: FROM ECONOMIC
TO SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION
The article deals with the concept of Western European absolutism of the German sociologist Norbert Elias. The relevance of the topic is due to the fact that Elias belongs to the founders of historical sociology, a popular trend in humanitarian studies of the second half of the 20th century, which repeatedly turned to the study of the problems of the genesis of absolutism. The relevance is also connected with the fact that Elias is rightly considered one of the founders of the sociocultural approach in the study of the problems of Western European absolutism. Elias’s approach to analyzing absolutism, his concept was not something predetermined. And if in his early scientific work Elias focuses on economic, primarily monetary and financial prerequisites of absolute monarchy, then, as his views evolved, he gradually shifted the emphasis to socio-cultural factors of its development. Elias concludes that as the structure of Western European society became more complex during the genesis of absolutism and the military revolution of the early modern period, the creation of a system of state taxation, and the ruin of the nobility, the importance of economics gradually diminished and the role of sociocultural parameters increased. Society forms complex, vertically and horizontally interconnected structures, figurations in Elias’s terminology. Its social, cultural, etc. demands also become more complex. At the center of this process is the king, the royal court and court society. Using the example of the evolution of the socio-cultural image of the French royal court of the absolutist era, Elias shows how this process, which gave rise to the formation of modern society, takes place.
Keywords: Norbert Elias, Western European absolutism, historical sociology, figuration, court societies.
Кемеровский государственный университет (Россия), E-mail: terehov1968@mail.ru
Kemerovo State University (Russia).
Download (pdf)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0