№1-2025-02

УДК 001.89.

DOI: 10.22281/2413-9912-2023-09-01-19-36

Глаголев В.С., Коннов В.И.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

В статье рассматривается обсуждение теоретических проблем самоорганизации фундаментальной науки, как оно протекало в рамках социологии науки, в том числе под влиянием обращения к этнографическому подходу, а затем в исследованиях науки и технологий (СТС). Анализируются ключевые концепции, характеризующие науку как саморегулируемую систему, которые были предложены К. Поппером и Р. Мертоном, а также критические подходы, развивавшиеся в рамках СТС. Особое внимание уделено работам Т. Куна, Д. Блура, Б. Латура и К. Кнорр-Сетины, которые ставят под сомнение представление о науке как деятельности, нацеленной исключительно на формирование объективного знания и управляемой внутренними нормами научного сообщества. Особо выделяется полемический эпизод, известный как «научные войны», в котором отразились разногласия естественных и гуманитарных наук относительно объективности научного знания и его социальной обусловленности. В статье анализируется как критика научного знания со стороны гуманитарных дисциплин, так и ответные аргументы ученых-естественников, включая известный «розыгрыш Сокала». Рассмотренный конфликт между самопредставлением, характерным для естественных наук, и критическими подходами в гуманитарных исследованиях демонстрирует тенденцию к замыканию академических сообществ в рамках собственных мировоззрений.

Ключевые слова: социология науки, этнография науки, самоорганизация науки, научная политика, научные войны.

Glagolev V.S., Konnov V.I

THEORETICAL PROBLEMS OF SELF-ORGANIZATION
OF BASIC SCIENCE: A HISTORICAL RETROSPECTIVE

The article examines theoretical problems of self-organization of basic science in the historical perspective, including the influence of sociology of science and ethnographic approach on the ideas about the formation of scientific knowledge. The key concepts characterizing science as a self-regulating system, which were proposed by K. Popper and R. Merton, as well as critical approaches developed within the framework of science and technology studies (STS) are analyzed. The article focuses on the works of T. Kuhn, D. Bloor, B. Latour and K. Knorr Cetina, who question the idea of science as an endeavor aimed solely at the formation of objective knowledge and governed by the internal norms of the scientific community. Emphasis is made on the polemical episode known as “science wars”, which reflected the disagreement of natural sciences and humanities regarding the objectivity of scientific knowledge and its social conditionality. The article analyzes the humanities’ critique of scientific knowledge and the natural scientists’ counter-arguments, including the “Sokal hoax.” The conflict between the self-representation of natural sciences and critical approaches in the humanities demonstrates the tendency of academic communities to lock themselves within their own worldviews and slip into dogmatization.

Keywords: sociology of science, science ethnography, self-organization of science, science policy, science wars

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия),

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Russia).

Читать статью (pdf-файл)

Download (pdf)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0