№ 4 — 2018 — 7
DOI: 10.22281/2413-9912-2018-02-04-47-55
УДК 94(5)
Кожемяк Н. С.
ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА Х. АСАДА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУЗСКОЙ ОБЩИНЕ СИРИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Статья посвящена исследованию взаимоотношений режима Х. Асада (1970-2000 гг.) и друзской общины Сирии — этно-конфессионального меньшинства, составляющего около 2-3% населения страны и компактно проживающего в южной провинции Сувейда. Будучи наиболее замкнутой и автономной группой населения Сирийской Арабской Республики, друзы на протяжении десятилетий противостояли центральным властям страны вне зависимости от их идеологического и политического курса. После того, как община пережила свой «золотой век» в сирийской политике в 1960-х гг., практически все её представители были смещены со сколько-нибудь важных постов в Сирии после пришествия к власти в 1970 г. Хафеза Аса-да. Однако необходимость замирения сепаратистской общины вынудила новый политический режим предпринять в отношении друзов ряд политических, идеологических и социально-экономических мер, направленных на борьбу с традиционной феодальной аристократией, широкими полномочиями религиозных властей, а также символами и проявлениями друзского коммунализма. Анализ данных мер и их результатов составляет предмет исследования данной статьи. Отдельно рассматривается трансформация форм и моделей участия друзов в политической жизни страны, а также их вовлеченность в новую баасистскую элиту.
Ключевые слова: друзы, Сирия, Сувейда, Джебель-Друз, БААС, баасизм, Хафез Асад, коммунализм, сепаратизм.
Kozhemyak N. S.
POLICY OF HAFEZ ASSAD TOWARDS THE SYRIAN DRUZE COMMUNITY: POLITICAL AND IDEOLOGICAL ASPECTS
The article is devoted to the study of the relations between the regime of Hafez Al-Assad (1970-2000) and the Druze community — a compact ethno-religious minority which constitutes 2-3% of the Syrian population and dwells primarily in the southern governorate of Suwaida. Being the most secretive and self-contained group of the Syrian Arab Republic’s population, the Druze had been opposing the central Syrian government for decades irrespective of the latter’s ideological affiliation or policy adopted. In order to put an end to the exclusiveness and closeness of the rebellious and particularist community the Ba’thi government had to implement a series of socio-economic, political and ideological measures which were aimed at breaking down traditionally high role of the feudal notability, authority of religious powers, and symbols and manifestations of the Druze confessionalism. Both these measures and new forms of the Druze political participation in political life are examined in the article below.
Keywords: Syria, the Druze, Suwaida, Jebel Druze, Ba’thism, Hafez al-Assad, sectarianism, confessionalism.