№ 2 — 2018 — 18
УДК 94
Похилюк А.В., Шувалов Д.В.
СТАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ И СВЕРХМОЩНЫЕ АРТСИСТЕМЫ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
В ИНТЕРЕСАХ АРТИЛЛЕРИИ
Новые требования, предъявляемые к способам ведения боевых действий в начале Великой Отечественной Войны, вынуждали инженеров противоборствующих сторон искать новые, не совсем традиционные подходы к созданию новых образцов вооружения и военной техники. Острой проблемой встала низкая подвижность крупнокалиберных артиллерийских систем, требующая совершенно иных технических и технологических решений. Большая масса и внушительные габариты этих мощных орудий зачастую требовали огромных усилий для наведения огня, а также для смены позиций артиллерийских систем. Более того, каждый выстрел этих гигантов сопровождался разрушением близлежащих построек и военных коммуникаций, а также сильным проседанием грунта, влекущим за собой переворачивание артиллерийского орудия, или, как минимум, воспрещение повторного выстрела с этого же места. Поиски новых решений заставили военных инженеров обратить своё внимание на железнодорожный путь, традиционно обеспечивающий движение поездов в целях перевозки грузов и пассажиров. Расширение функциональных возможностей железнодорожного пути и использование стальных магистралей в интересах артиллерии позволило как Красной армии, так и оккупационным войскам повысить эффективность применения тяжёлых артиллерийских орудий в операциях.
Ключевые слова: железнодорожный путь, вторая мировая война, артиллерия, форт, артиллерийская система, боевая позиция, Дора.
Pokhilyuk A. V., Shuvalov D. V.
STEEL HIGHWAYS AND SUPERVISORY ARTS SYSTEMS: HISTORICAL
PRECONDITIONS FOR THE USE OF RAILWAYS IN INTEREST OF ARTILLERY
New requirements for methods of warfare at the beginning of the great Patriotic War forced the engineers of the warring parties to seek new, not quite traditional approaches to the creation of new models of weapons and military equipment. Serious problem arose a low mobility of a large-caliber artillery systems, requiring completely different technical and technological solutions. Large mass and impressive dimensions of these powerful weapons often require huge efforts to restore fire as well as to change the positions of the artillery systems. Furthermore, every shot of these giants was accompanied by the destruction of nearby buildings and military communications, as well as a strong subsidence of the ground, entailing the turning of the artillery, or at least control re-shot from the same place. The search for new solutions has forced military engineers to turn their attention to the railway track, traditionally providing the movement of trains for the transportation of goods and passengers. Expanding the functionality of the railway track and the use of steel highways in the interests of artillery allowed both the red army and the occupying forces to increase the effectiveness of the use of heavy artillery in operations.
Keywords: railway track, world war II, artillery, Fort, artillery system, combat position, Dora