№ 2 — 2018 — 23

УДК 930

Свиридов И.С.

НАРОДНАЯ ШКОЛА И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Актуальность исследуемой темы объясняется увеличением в современной России образованных людей и падением их уровня нравственности. Предметом исследования выступает великорусское крестьянство, преимущественно второй половины XIX в. В статье рассматривается вопрос о получении сельским населением во второй половине XIX в. образования и влияния этого процесса на состояние народной нравственности. Подробно освещается дискуссия о целесообразности овладения грамотой сельскими тружениками, заочно произошедшая в 1860-гг. в отечественной публицистике. Приведены мнения, как противников, так и сторонников получения образования сельским населением. Раскрываются причины, побуждавшие крестьян к «желанию учиться», среди которых выступали польза при прохождении военной службы и понимание грамотными крестьянами процесса ведения делопроизводства волостными писарями во время сельских сходов, распознавания махинаций. Значимым моментом проявления этой деятельности являлась организация школ различного вида в рамках единой школьной сети (министерские, земские, церковно-приходские, школы грамоты). Польза грамотности заключалась в том, что, получая основы образования, сельские труженики начинали осознавать свое положение в рамках российского общества. Кроме того, образованные крестьянские дети стремились научить грамоте своих стариков-родителей.

Ключевые слова: грамотность, развитие школьной сети, уровень нравственности, духовно-нравственное воспитание

 

Sviridov I.S.

FOLK SCOOL AND RAISING THE LEVEL OF MORALITY OF THE RURAL POPULATION IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The Relevance of the research topic due to the increase in modern Russia the educated people and the decline in their level of morality. The subject of research is the great Russian peasantry, mainly the second half of the XIX century the article deals with the issue of obtaining the rural population in the second half of the XIX century of education and impact of this process on the state of public morality. Details discussion about the appropriateness of mastering the diploma of agricultural workers, in absentia occurred in the 1860’s. in Russian journalism. We are given the views of both opponents and supporters of education for rural population. The reasons that motivate the peasants to the «desire to learn», among which were the benefits for military service and understanding of literate peasants of the process of record keeping of the parish clerks during village meetings, identification of fraud. A significant moment of manifestation of this activity was the organization of schools of different species within a single school network (Ministerial, rural, parish, school certificates). The benefits literacy was that, receiving the rudiments of education, rural workers began to realize his position in the Russian society. Educated peasant children sought to teach the same to their elderly parents.

Keywords: literacy, school development, the level of morality, spiritual and moral education

Читать статью (pdf-файл)