№ 4 — 2018 — 18
DOI: 10.22281/2413-9912-2018-02-04-147-155
УДК 94(47)»7/19″
Степкин В. В.
ДИВНОГОРСКИЕ ПЕЩЕРЫ ЛЕСОСТЕПНОГО ПОДОНЬЯ НА ЮЖНОРУССКОМ ФРОНТИРЕ
Фронтирные исследования являются актуальной темой научного дискурса, дающего понимание различных процессов общественной жизни. В лесостепном Подонье Южнорусского фронтира происходило взаимодействие различных этнокультурных групп и политических образований. Данный фактор способствовал появлению такого феномена духовной жизни, как культовое пещеростроительство. В золотоордынское время здесь был создан Дивногорский пещерный монастырь, отражающий византийское влияние в зоне русско-ордынского пограничья. Прекратив свое существование в конце XIV в., монастырь вновь был возрожден в середине XVII столетия, когда данный регион стал активно осваиваться в результате как правительственной колонизации из центральных регионов Московского государства, так и вольной колонизации из Поднепровья. Освоение данного региона имело важное значение в укреплении юга страны от набегов крымских и ногайских татар. Пришедшим сюда с казачьим полком инокам-малороcсам была близка аскетическая традиция подземножительства, развитая на родине. В дальнейшем, по мере продвижения южной границы России к морю, лесостепное Подонье утрачивает характер военно-политического фронтира, сохраняя к XIX в. характер фронтира культурно-этнического в рамках такого еврорегиона, как Слабожанщина. Взаимодействие здесь развитой у малороссов традиции почитания пещер Киево-Печерской Лавры и местной традиции развития культового создания подземелий привело к всплеску народного пещерокопания. В Донском Дивногорье, помимо пещер в Малых и Больших Дивах, культовые подземелья получают свое развитие в урочище Шатрище и у слободы Селявное. В лесостепном Подонье в целом, к концу XIX в., насчитывалось уже около полусотни культовых пещер. Помимо фронтированности данной территории в этом играли немаловажную роль благоприятные особенности ландшафта – выходы на поверхность белого писчего мела. Ме-тодологической основой данного исследования выступил историко-генетический метод и сравнительный анализ.
Ключевые слова: южнорусский фронтир, лесостепное Подонье, Червленый Яр, Сарайская епархия, Дивногорские пещеры, Византия, монастырская колонизация, Воронежская губерния, народное православие, Русская православная церковь.
Stepkin V. V.
DIVNOGORSKIE CAVES OF FOREST-STEPPE DON REGION ON THE SOUTH RUSSIAN FRONTIER
Frontier research is a topical issue of scientific discourse, revealing insights into various processes of public life. In the forest-steppe Don region of the South Russian frontier different ethnic and cultural groups and political entities interacted. This factor contributed to emergence of such a phenomenon of spiritual life as a cult cave digging. In the Golden Horde times Divnogorsky cave monastery was created here, which reflected Byzantine influence on Russian-Orda borderlands. Monastery ceased to exist in late 14th century, whereupon it was revived in the mid-17th century, when the region started active development as a result of governmental colonization from central regions of Muscovy and free colonization from the Dnieper area. The region develop-ment was important in strengthening of the country South from attacks of the Crimean and Nogai Tatars. The monks from Little Russia, who came here with a Cossack regiment, had already tried the ascetic tradition of cave digging developed at home. In the future, as the Southern border of Russia was moving to the sea, the forest-steppe Don region lost its meaning of political and mili-tary frontier, having kept by the 19th century the features of ethnic and cultural frontier within the framework of such European region as Slabozhanshchina. The tradition of veneration of Kiev Pechersk Lavra well developed in Little Russia interacted here with the local tradition of caves cult development, which led to rise of folk cave digging. In Don Divnogorie, in addition to the caves in both Malye and Bolshie Divy, the cult catacombs were also developed in urochishche Shatrishche and near sloboda Sel-javnoe. In the forest-steppe Don region in general, by the end of the 19th century, there were about fifty religious caves. In addi-tion to fronted character of the territory the friendly environment — outcropping of white writing chalk — was by no means important. The methodological basis of the study was the historical-genetic method and comparative analysis.
Keywords: Southern Russian frontier, forest-steppe Don region, Chervlyony Yar, Diocese of Sarai, Divnogorskie caves, Byzanti-um, monastic colonization, Voronezh governorate, folk Orthodoxy, the Russian Orthodox Church.