№2-2019-08

DOI: 10.22281/2413-9912-2019-03-02-67-74

УДК 94

Похилюк А.В., Шувалов Д.В., Шувалова М.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ОБОРОНЕ ЛЕНИНГРАДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В 1941 г. несмотря на упорные бои Красной армии, Ленинград оказался полностью отрезанным от страны. Для продолжения полноценных оборонительных мероприятий требовалось возобновление транспортного сообщения с другими областями и городами Советского Союза, являющимися как источниками комплектования войск, поставок продукции военного назначения, сырья, продовольствия и медикаментов, так и объектами эвакуации детей, раненных и больных защитников Ленинграда. В этот нелёгкий период военному руководству пришлось искать новые, не стандартные пути организации сообщения отрезанного города со страной. При этом сложную транспортную задачу невозможно было решить исключительно силами военной организации. В статье рассматриваются вопросы транспортного обеспечения Красной армии в период с 1941 по 1943 годы, на примерах подвоза материальных средств для снабжения Ленинградского фронта и блокадного города Ленинград. Особенно выделена роль Железнодорожного транспорта. Акцентируется внимание на том, что железнодорожное сообщение в блокадный город смогло быть организовано исключительно совместными усилиями войск и гражданского населения.

Ключевые слова: Железная дорога, транспорт, Красная армия, Ленинградский фронт, блокада, материальные средства, транспортное обеспечение, гражданское население, совместные усилия

Pokhilyuk A.V., Shuvalov D.V., Shuvalova M.A.

ORGANIZATION OF FUNCTIONING OF RAILWAY TRANSPORT IN THE DEFENSE OF LENINGRAD DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

In 1941, despite the persistent fighting of the red army, Leningrad was completely cut off from the country. To continue full-fledged defensive measures, it was necessary to resume transport links with other regions and cities of the Soviet Union, which are both sources of recruitment of troops, supplies of military products, raw materials, food and medicines, and objects of evacuation of children, wounded and sick defenders of Leningrad. During this difficult period, the military leadership had to look for new, non-standard ways of organizing the communication of the cut-off city with the country. At the same time, the complex transport task could not be solved exclusively by the military organization. The article deals with the issues of transport support of the red army in the period from 1941 to 1943, on the examples of transportation of material resources for the supply of the Leningrad front and the besieged city of Leningrad. The role of Railway transport is especially highlighted. The attention is focused on the fact that the railway communication to the besieged city could be organized exclusively by joint efforts of troops and the civilian population.

Keywords: Railway, transport, Red Army, Leningrad front, blockade, material means, transport support, civilian population, joint efforts

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва

Military Academy of logistics name of army General A. V. Khrulev

 

Читать статью (pdf-файл)