№4-2019-07

№4-2019-07

DOI: 10.22281/2413-9912-2019-03-04-63-73

УДК 902.4

Еськова Д.К., Лев С.Ю.

ОТ НОВИЧКА К МАСТЕРУ: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УМЕНИЯ
В РАСЩЕПЛЕНИИ КАМНЯ

В статье рассматриваются возможности и ограничения используемых на данный момент подходов к выявлению археологических свидетельств различных уровней умения в расщеплении камня: экспериментальной археологии, этноархеологии, ремонтажа и пространственного анализа каменного инвентаря, метода отклонений. Суммированы существующие в рамках этих подходов критерии оценки уровня умения в расщеплении камня. Обсуждается степень обоснованности атрибуции предметов, демонстрирующих признаки неумелого расщепления, в качестве «детского расщепления».

Ключевые слова: Каменный век, технология расщепления камня, уровень умения, археология детства, экспериментальная археология, этноархеология, ремонтаж, пространственный анализ, метод отклонений

 

Eskova D. K., Lev S. Yu.

FROM NOVICE TO EXPERT: METHODS OF FLINTKNAPPING
SKILL-LEVEL EVALUATION

The paper considers capacities and limitations of currently used approaches to identification of the archaeological evidences of different flintknapping skill-level: experimental archaeology, ethnoarchaeology, refitting and spacial analysis, method of deviations. Their advantages and disadvantages are being discussed. Previously determined creteria of flint-knapping skill-level evaluation are summarized. The degree of validity in low-skill-leveled production attribution to children is discussed.

Keywords: Stone Age, lithic technology, skill-level, Archaeology of Childhood, experimental archaeology, ethnoarchaeology, refitting, special analysis, method of deviations

 

Институт археологии РАН (Россия)

Institute of archaeology RAS (Russia)

 

Читать статью (pdf-файл)