№2-2020-04

№2-2020-04

DOI: 10.22281/2413-9912-2020-04-02-33-38

УДК 930.1

Исмаилова З.А

СВЯТИТЕЛИ-ЧУДОТВОРЦЫ

В данной статье рассматриваются чудесные исцеления, которые случались у гробниц московских митрополитов св. Петра и Алексея с 1348 по 1520 гг. С медицинской точки зрения объясняется природа заболеваний исцелившихся и методы лечения таких заболеваний. Обращается внимание на церковную обстановку, в которой происходили исцеления и которая оказывала большое психологическое влияние на прихожан и болезных. Вывод исследования заключается в том, что чудесные исцеления, упоминаемые летописью, были вполне возможны с медицинской точки зрения. Чудеса имели большое значение и для московских великих князей и митрополитов, утверждая за их стольным городом – Москвою – статус церковной столицы всех русских земель. Когда этот статус стал неоспоримым, тогда и прекратились упоминания чудес в летописи. Случилось это в 1520 г. В середине же XVI в. культ московских святых Петра и Алексея сменился культом общероссийского святого – Николы чудотворца, у образа которого также стали происходить чудесные исцеления. Таким образом, для средневекового человека религиозные чудеса имели вполне практическое значение, связывая воедино веру и политику.

Ключевые слова: чудеса, св. Петр и Алексей, мощи святых, слепота, глухота, парез, неврология, исцеление, «Черная смерть», Василий III.

Ismailova Z. A.

SAINTS-MIRACLE WORKERS

This article discusses the miraculous healings that occurred at the tombs of the Moscow metropolitans St. Peter and Alexey from 1348 to 1520. From a medical point of view, the nature of the diseases of the healed and the methods of treatment of such diseases are explained. Attention is drawn to the Church environment in which healings took place and which had a great psychological impact on parishioners and sick people. The conclusion of the study is that the miraculous cures mentioned in the chronicle were quite possible from a medical point of view. Miracles were of great importance for the Moscow Grand Dukes and metropolitans, asserting their capital city-Moscow-the status of the Church capital of all Russian lands. When this status became indisputable, then the mention of miracles in the chronicle stopped. This happened in 1520. In the middle of the XVI century, the cult of Moscow saints Peter and Alexei was replaced by the cult of the all – Russian Saint-Nikola the Wonderworker, whose image also began to undergo miraculous healings. Thus, for medieval man, religious miracles had a very practical significance, linking faith and politics together.

Keywords: miracles, St. Peter and Alexey, relics of saints, blindness, deafness, paresis, neurology, healing, «Black death», Vasily III.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University (Russia)

Читать статью (pdf-файл)