№3-2020-01

DOI: 10.22281/2413-9912-2020-04-03-09-16

УДК 94(470):332.143+(477.75)

Аджиева Л.С.

ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ КРЫМА (1861 — 1917 гг.)

В статье раскрываются особенности развития транспортной отрасли и ее влияние на экономику Крыма в 1861-1917 гг. Развитие экономики, торговых отношений, курортно-туристической сферы к началу исследуемого периода тормозило отсутствие нормальных путей сообщения, ограниченное количество видов и стоимость транспорта. Особое внимание в статье уделяется развитию транспортных сетей, дорог, портов, железнодорожной сети, а также трамвайному сообщению. Отмечается, что к середине XIX в. на полуострове сложились некоторые предпосылки экономического развития, замедлились миграционные процессы, намечался рост населения. Однако Крымская война эти начинания свела к нулю и показала острую необходимость преобразований всех сфер экономики полуострова, в том числе и транспортной. Расширение и восстановление имевшихся, строительство новых дорог, в том числе шоссейных, увеличение видов транспорта, активное применение морского транспорта с целью доставки товаров/грузов и пассажиров пароходами (в том числе для морских прогулок), создание железнодорожной сети, открытие трамвайного сообщения привели к положительным сдвигам в социально-экономическом развитии Крыма. Объемы экспорта и импорта возросли, открывались новые предприятия, развивались традиционные отрасли сельского хозяйства, получившие новые перспективы сбыта своей продукции как заграницу, так и на внутренние российские рынки. В годы Первой мировой войны показатели некоторых отраслей снизились, в других, напротив, наметился рост. Это было связано с особенностями внешнеполитических и внешнеэкономических отношений России. Все эти процессы шли параллельно с утверждением капиталистических отношений и модернизационными процессами, охватившими отрасли экономики полуострова.

Ключевые слова: транспорт, экономика, порт, дороги, железная дорога, трамвай, Крым, Российская империя.

 

Adzhyieva L. S.

TRANSPORT INDUSTRY AND ITS INFLUENCE ON THE ECONOMY OF CRIMEA (1861-1917)

The article reveals the features of the development of the transport industry and its impact on the economy of the Crimea in 1861-1917. The development of the economy, trade relations, and the resort and tourism sector by the beginning of the study period was hampered by the lack of normal communication routes, a limited number of modes and the cost of transport. Particular attention in the article is paid to the development of transport networks, roads, ports, railway network, as well as tram communication. It is noted that by the middle of the XIX century. On the peninsula, some prerequisites for economic development were formed, migration processes slowed down, and population growth was outlined. However, the Crimean War brought these undertakings to zero and showed the urgent need to transform all spheres of the peninsula’s economy, including the transport one. The expansion and restoration of existing ones, the construction of new roads, including highways, an increase in modes of transport, the active use of maritime transport for the delivery of goods / cargo and passengers by steamships (including for sea trips), the creation of a railway network, the opening of tram services led to positive shifts in the social and economic development of Crimea. The volumes of exports and imports increased, new enterprises were opened, traditional branches of agriculture developed, which received new prospects for selling their products both abroad and on domestic Russian markets. During the First World War, the performance of some industries declined, while others, on the contrary, showed growth. This was due to the peculiarities of Russia’s foreign policy and foreign economic relations. All these processes proceeded in parallel with the establishment of capitalist relations and modernization processes that swept the branches of the peninsula’s economy.

Keywords: transport, economy, port, roads, railroad, tram, Crimea, Russian Empire.

 

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (Россия)

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoriya Institute of Social Sciences (branch), (Russia)

 

Читать статью (pdf-файл)