№1-2022-05

№1-2022-05

УДК 94(4) «1914/19»

DOI: 10.22281/2413-9912-2022-06-01-58-68

Гончаров Е.В.

ФРАНЦУЗСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1914-1918 ГГ.

Первая мировая война стала первой войной, в которой воюющие правительства намеренно создали организации для создания и ведения пропаганды на своих врагов, союзников, нейтралов и собственное население. Первая мировая война началась в то время, когда целый ряд взаимодействующих политических, социальных, коммерческих, военных и технологических факторов породил очень широкий спектр средств массовой информации, через которые могла распространяться пропаганда, включая официальные и неофициальные каналы, газеты, речи, фильмы, фотографии, плакаты, книги, брошюры, периодические издания и карикатуры. Чтобы сплотить нейтральные страны, объединить свой собственный лагерь и деморализовать противника, Франция предприняла интенсивные усилия по производству пропаганды и цензуре информации. Вертикальная государственная пропаганда оказалась решающей, в частности, благодаря участию таких государственных деятелей, как Аристид Бриан и Жорж Клемансо, или же благодаря созданию официальных органов пропаганды, таких как Дом печати. В данном исследовании была предпринята попытка исследования формирования организаций пропаганды во Франции в 1914-1918 гг. Текст дает ценную информацию об их деятельности и взаимодействии с органами государственной власти. Детальное изучение и анализ деятельности данных организаций позволит составить более точную картину об особенностях военной пропаганды Франции.

Ключевые слова: Первая мировая война; пропаганда; информационные системы, психологическая война, дом печати, бюро печати, Франция, Германия.

Goncharov E.V.

FRENCH OFFICIAL PROPAGANDA ORGANISATIONS IN 1914-1918

The First World War was the first war in which warring governments deliberately set up organisations to create and conduct propaganda on their enemies, allies, neutrals and their own populations. The First World War began at a time when a number of interacting political, social, commercial, military and technological factors gave rise to a very wide range of media through which propaganda could be disseminated, including official and unofficial channels, newspapers, speeches, films, photographs, posters, books, pamphlets, periodicals and cartoons. To rally neutral countries, to weld together its own camp and to demoralise the enemy, France undertook an intense effort to censor information and to produce propaganda. Vertical state propaganda proved decisive, notably through the engagement of statesmen like Aristide Briand and Georges Clemenceau, or else through the creation of official organs of propaganda like Maison de la Presse. As the title implies the article describes the attempt to study the formation of propaganda organizations in France during 1914-1918. The text gives a valuable information on their activities and interactions with government authorities. A detailed study and analysis of the activities of these organizations will help to make a more accurate picture of the features of the military propaganda of France.

Keywords: World War I, propaganda, information systems, psychological warfare, press house, press bureau, France, Germany.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University (Russia)

Читать статью (pdf-файл)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная