№2-2022-08

УДК 94(47) 084.6

DOI: 10.22281/2413-9912-2022-06-02-72-82

Козырьянов А.В.

ОБОРОННАЯ ТЕМАТИКА В СОВЕТСКИХ КИНОКАРТИНАХ
И МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1930-Х ГГ.

В статье рассматриваются советские оборонные кинофильмы 1930-х годов как часть общего идеологического тренда. На примере оборонных кинокартин автор, прослеживает важность мобилизационной тематики в советской пропаганде второй половины 1930-х годов. Четко прослеживается роль оборонной тематики в советском искусстве 1930-х годов. В 1930-е в Советском союзе кинематограф пытаются превратить в главный инструмент идеологии и пропаганды. Оборонные кинокартины подчеркивают методы Советской пропаганды. Автор анализирует количественные показатели выпускаемых фильмов, в частности процент оборонных фильмов от общего объема производства кинокартин в 1930-х годах. В данной статье доказывается первостепенная значимость оборонной тематики и повестки в советской пропаганде 1930-х годов. Кроме того, автор рассматривает исторические кинокартины второй половины 1930-х годов, а также антифашистские фильмы того же периода как фильмы, выполняющие оборонные функции. На основе рассмотренного материала, автор делает вывод о доминировании военных и оборонных тем и настроений в советской идеологии и пропаганде изучаемого периода. Таким образом, в кинематографе прослеживаются все важнейшие идеологические тренды. На примере оборонных и исторических фильмов прослеживаются ключевые элементы советской идеологии и пропаганды 1930-х годов.

Ключевые слова: история сталинизма, советская идеология, пропаганда и искусство, советский кинематограф, оборонные фильмы, советские фильмы, советский кинематограф 1930-х годов, оборонная тематика.

Kozyryanov A.V.

DEFENSE THEMES IN SOVIET FILMS AND ANIMATION OF THE 1930S.

The article deals with Soviet defense films of the 1930s as part of a general ideological trend. On the example of defense films, the author traces the importance of mobilization themes in Soviet propaganda in the second half of the 1930s. The role of defense themes in Soviet art of the 1930s is clearly traced. In the 1930s, in the Soviet Union, attempts were made to turn cinema into the main instrument of ideology and propaganda. Defense films emphasize the methods of Soviet propaganda. The author analyzes the quantitative indicators of produced films, in particular, the percentage of defense films in the total production of films in the 1930s. This article proves the paramount importance of the defense theme and agenda in the Soviet propaganda of the 1930s. In addition, the author considers historical films of the second half of the 1930s, as well as anti-fascist films of the same period, as films that perform defense functions. On the basis of the reviewed material, the author concludes that military and defense themes and moods dominated the Soviet ideology and propaganda of the period under study. Thus, all the most important ideological trends can be traced in cinematography. On the example of defense and historical films, key elements of Soviet ideology and propaganda of the 1930s are traced.

Keywords: history of Stalinism, Soviet ideology, propaganda and art, Soviet cinema, defense films, Soviet films, Soviet cinema of the 1930s, defense theme.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University (Russia)

Читать статью (pdf-файл)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная