№3-2022-05

УДК 94(4) «1914/19»

DOI: 10.22281/2413-9912-2022-06-03-51-55

Гончаров Е.В.

ОБРАЗ НЕМЕЦКОЙ ЖЕНЩИНЫ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ В 1870-1914 ГГ.

Франко-прусская война 1870-1871 годов изменила традиционное французское мнение о немецком обществе. Французы, деморализованные поражением, были вынуждены изменить свое представление о немецком народе. К началу 1914 года во Франции сложилось противоречивое восприятие всего, что связано с Германией. В течение нескольких десятилетий, предшествовавших Великой войне, каждая из этих двух стран формировала определенные взгляды, стереотипы о национальном характере соперника, создавая определенный образ «врага» в своем обществе. Проецирование негативных черт на другой народ также было важным шагом в укреплении национальной идентичности. Представления о Германии во французском общественном мнении создавались и укреплялись на самых разных культурных уровнях. Враждебные мифологемы в сочетании с растущей международной напряженностью способствовали распространению ненавистных образов. В данной статье была предпринята попытка исследования сложившихся стереотипов о Германии во Франции в период с 1870-1914 гг. на примере образа немецкой женщины. Рассмотрен ряд визуальных и письменных источников, в которых этот образ находил свое воплощение. Выявлена его связь с массовыми представлениями. Изучение образа немецкой женщины, сформированного во французском обществе, поможет пролить свет на особенности взаимного восприятия народов в предвоенные годы.

Ключевые слова: Первая мировая война, пропаганда, гендер, стереотип, женский образ, карикатура, общественное мнение, Франция, Германия.

Goncharov E.V.

THE IMAGE OF A GERMAN WOMAN IN FRENCH SOCIETY IN 1870-1914.

The Franco-Prussian War of 1870-1871 altered the traditional French view about German society. The French, demoralized by their quick defeat, were forced to re-evaluate their view of the German people. During the several decades before the Great War, each of the two countries had cultivated certain views and stereotypes about the national character of its opponent, creating a kind of «enemy» image in their own society. Projecting negative traits onto another people was also an essential step in the consolidation of national identity. Views of Germany were created and reinforced at many different cultural levels in France. Hostile mythologies combined with increasing international tensions, which contributed to a consequent further proliferation of hateful images. As the title implies the article describes the attempt to study the constructed stereotypes about Germany in France during the period from 1870-1914, using the image of a German woman as an example. A number of visual and written sources in which this image was embodied are analysed. The study of the image of the German woman, which was formed in the French society, will help to shed light on the peculiarities of mutual perception of the peoples in the pre-war years.

Keywords: World War I, propaganda, gender, stereotype, female image, caricature, public opinion, France, Germany.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University (Russia)

Читать статью (pdf-файл)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная