Журнал «Вестник БГУ» №1 2013


ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.036.5
А.В. Антюхов, Н.В. Фомин
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье дана характеристика основных направлений государственной политики в профессиональном образовании. Рассматриваются вопросы модернизации высшей школы в контексте Болонских реформ и пути их решения
Ключевые слова: стратегическое развитие, модернизация системы образования, профессиональное образова-ние, конкурентоспособность, инновационный вуз, Болонский процесс, ФГОС ВПО.


УДК 37.036.5
А. М. Аксенов
ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье раскрыто понятие инновационных школ, внедрение в образовательную деятельность новых технологий, в том числе дистанционного обучения; актуальность дистанционного обучения; содержание работы педагога-куратора и ученика по получению образования в форме дистанционного. Результатом работы по внедрению в образовательный процесс дистанционного обучения является успешная сдача экзаменов выпускниками в форме ЕГЭ.
Ключевые слова: дистанционное образование, инновации, технологии, модернизация образования.


УДК 37.036.5
Н.А. Асташова, Е.В. Стручек
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

В статье раскрываются теоретические основы формирования социальной ответственности у подростков на основе взаимоотношений с людьми и обществом. Рассматривается проблема развития качеств личности подростка через последовательную социализацию и индивидуализацию.
Ключевые слова: психология подросткового возраста, социальная ответственность, тип ведущей деятельно-сти, чувство взрослости, уровни социального созревания подростков, самовоспитание подростков.


УДК 152.3
М.Ю. Бурыкина
ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлены результаты анализа теоретических положений и взглядов на понятие «личностная компетентность» студентов, авторское понимание личностных потребностей как детерминанты личностной некомпетентности. Автором выделены направления формирования личностной компетентности студентов.
Ключевые слова: личностная компетентность, детерминанта личностной некомпетентности, личностные потребности.


УДК 378.183
Н.Ф. Власенко
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье представлена модель технология мониторинга качества профессиональной подготовки в многоуровневом образовательном учреждении. Одним из компонентов технологии является вовлечение студентов в процессы мониторинга. Представлены основные проблемы участия студентов в гарантии качества образования.
Ключевые слова: качество образования, качество профессиональной подготовки, многоуровневое образова-тельное учреждение, мониторинг, участие студентов в мониторинге качества образования.


УДК 37.036.5
Т.Е. Демидова, И.Н. Чижевская
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описаны основные виды универсальных учебных действия, определены направления использования информационных технологий в процессе подготовки будущего учи¬теля к формированию универсальных учеб-ных действий у младших школьников.
Ключевые слова: подготовка учителя, универсальные учебные действия, информатизация образования, ин-формационные технологии.


УДК 378.17
Л. А. Зятева
ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ
РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В статье рассматривается проблема организации социокультурной среды вуза, обеспечивающей признание ценности здорового образа жизни среди студенческой молодежи. Автором обобщен опыт работы университета по данной проблеме.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, социокультурная среда вуза, охрана здоровья обучающихся.


УДК 378.14:681.142.5
Г.С. Исакова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АКТИВНЫХ ФОРМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются особенности использования информационных ресурсов как необходимого элемента активизации педагогического процесса. Автор обосновывает необходимые условия включения интерактивных технологий в образовательную деятельность колледжа.
Ключевые слова: электронное обучение, информационные технологии, информационный социум, компьютерная грамотность.


УДК 378.14
Г.Г. Литвинова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье обосновывается актуальность постановки проблемы поликультурного образования, проводится анализ проблемы поликультурного образования в студенческой среде при подготовке будущих специалистов, а также необходимости формирования у студентов коммуникативных навыков.
Ключевые слова: поликультурное образование, межкультурное общение, пампедия, педагогическое общение, педагогическая деятельность.


УДК 378.14
Н. А. Лобанова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Статья написана на основе информационного поиска и осмысления сущности компетентностного подхода в образовании. В статье доказывается, что коммуникативная компетентность (КК) будущего педагога является важнейшей составной частью его общекультурной компетентности (ОК) и это необходимо учитывать при дек-ларировании ОК как во ФГСО ВПО, так и в программах, составляемых преподавателями вузов. Сопоставляется содержательная сторона понятий «общекультурная компетентность» и «коммуникативная компетентность», устанавливается их взаимозависимость и роль в профессионально педагогической деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, общекультурная компетентность педагога, коммуникативная компетентность, компетенция, профессионально педагогическая деятельность.


УДК 37.036.5
Н.В. Матяш, И.А. Афонин
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы реализации проектного обучения в профильных классах общеобразовательной школы. Рассмотрены возможности проектного обучения в реализации профессиональных проб старшеклассниками, что позволяет интегрировать знания школьников, полученные в процессе изучения базовых, профильных и элективных учебных курсов в преломлении к профессиональной деятельности. Рассмотрены методические подходы к организации проектной деятельности и профессиональных проб старшеклассниками.
Ключевые слова: профильное обучение, проектный метод обучения, профессиональные пробы, профессиональ-ное самоопределение школьников.


УДК 378
Л.Ю. Овсяницкая
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
В работе представлен ретроспективный обзор формирования понятий компетенции и компетентности. Рас-смотрены вопросы разделения компетентности на уровни. Проанализированы особенности формирования высшего уровня компетентности и указана его тождественность формированию научного познания.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, уровни развития компетентности, научное познание.


УДК 37.03
А.Н. Прядехо, А.А. Прядехо
МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В статье раскрываются взгляды представителей различных психологических школ на соотношение энергетической и содержательной составляющих мотивации. Показаны источники и динамика развития мотивов как важного стимула познавательной активности учащихся. Определяются сила и устойчивость учебных мотивов школьников. Раскрывается направляющая, регулирующая, стимулирующая и другие функции учебных мотивов. Прослеживается тенденция усиления влияния профессиональной направленности мотивации школьников на их познавательную активность. Обосновываются профессиональные требования к учителю, который должен ориентироваться в мотивах учения школьников и умело их использовать.
Ключевые слова: мотив, мотивация, полимотивированная учебная деятельность, ригидность, лабильность, детерминированность.


УДК 37.036.5
М.В. Ретивых
ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И
ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается сущность исторически сложившихся концепций профессиональной ориентации: диагностической, воспитательной, развивающей. Обосновываются особенности развития профориентации в современных условиях.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, готов-ность к профессиональному самоопределению, профориентология.


УДК 37.036.
Н.В. Фомин
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВЫХ СИСТЕМ
КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются теоретико-методологические основания проектирования новых систем контроля и оценивания результатов образования в контексте ФГОС ВПО.
Ключевые слова: результаты образования, контроль результатов образования, система оценивания, компе-тентностный подход, ФГОС ВПО, методологические подходы, закономерности и принципы.


УДК 378.016
Г.А. Шоцкая
СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ГЕНЕРИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ СТУДЕНТАМИ

В статье рассматривается возможность активизации процесса генерирования критических идей студентами в ходе преподавания иностранного языка посредством использования такого психологического феномена, как социальная фасилитация. Приводится научная дефиниция данного явления и описывается его воздействие на критическое мышление человека. Раскрывается возможность практического использования социальной фаси-литации в рамках образовательного процесса. Указываются конкретные методические приемы, предполагаю-щие задействование в учебном процессе людей, не входящих в определенную учебную группу и выполняющих роль механизма, запускающего фасилитирующие процессы, вызванные социальным присутствием.
Ключевые слова: социальная фасилитация, критическое мышление, активизация, социальное присутствие.


УДК 37.153.4
Л.А. Ядвиршис
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассмотрены возможности социально-педагогической деятельности различных специалистов в охране и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Дается характеристика социально-педагогической деятельности в сиротском учреждении, в приемной (опекунской) семье, в открытой социальной микросреде.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, охрана и защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, цели, принципы и содержание социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами.



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 368.4:378
И. А. Акуленко
СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

В статье обосновано выделение семиотического компонента методической компетенции будущего учителя математики, рассмотрено содержание этого компонента.
Ключевые слова: методическая подготовка, будущий учитель математики профильной школы, методические компетенции, семиотический компонент методической компетенции.


УДК 37.03.
В.В. Богатырёва
УЧАСТИЕ ШКОЛ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ СМОТРЕ
ПОСТАНОВКИ МУЗЫКАЛЬНО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (1961-1962гг.)

В статье освещается участие школ Брянской области во Всероссийском смотре постановки музыкально — эстетического воспитания учащихся и влияние данного смотра на развитие процесса музыкального воспитания в регионе.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкальный смотр, праздник песни и музыки, внеклассные формы музыкального воспитания.


УДК 37.036.
М.Ю. Бурыкина
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье представлены результаты анализа теоретических положений и взглядов на понятие «компетентностное отношение матери к ребенку», представлено авторское понимание данного конструкта и определены пути педагогического воздействия на субъектов в системе «педагог-мать-ребенок».
Ключевые слова: компетентностные детско-родительское отношения, взаимодействие в группе, эмоциональное отреагирование, родительское поведение.


УДК 378:364.43:613.6
Е. И. Васюта
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Представлено понятие здоровьесберегающей компетентности социального работника, охарактеризованы ее основные компоненты, отмечены необходимые знания, умения и навыки для выполнения профессиональной деятельности в условиях повышенного риска. Раскрыта суть валеологического и здоровьесберегающего обра-зования студентов специальности «Социальная работа».
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая компетентность, валеологическое образование, подготовка специалистов социальной работы.


УДК 378.00
О. В. Верхорубова
СПЕЦКУРС «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается понятие «культура здоровья» и характеристики ее составляющих. Автором предлагается программа спецкурса, направленная на формирование культуры здоровья у студентов.
Ключевые слова: культура здоровья, нетрадиционные виды физического воспитания.


УДК 371”731”(73)(045)
И.К. Войтович
«ЗАКОН О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ» И ЕГО РОЛЬ В ПРОДВИЖЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
В статье анализируется опыт США в продвижении концепции непрерывного образования, раскрывается роль Закона о непрерывном образовании для реализации данной концепции, а также освещаются отдельные шаги государства по реализации закона в 70-е – 80-е гг. ХХ в.
Ключевые слова: непрерывное образование, история образования, образование в США, образование взрослых, законодательство в образовании


УДК 37.06.
В.И. Горбачев
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ
В КАТЕГОРИИ “МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА”

Строится обучение учащихся в содержании адаптированных математических теорий на основе понятия “математическая картина мира”
Ключевые слова: методика математики, математическая картина мира, методология математической деятельности учащихся.


УДК 37.
В.В. Гриценко
ЦЕННОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В статье раскрывается содержание и сущность поликультурной среды вуза. Анализируется структура ценно-стей, полученных на культурном уровне и представлены результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: поликультурная среда вуза, ценности, культурные ценности.


УДК 378.88
В.Д. Гришенко
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ В ВУЗЕ

В статье описаны методологические подходы и структура практико-ориентированной модели обучения межкультурной коммуникации. Определены недостатки уже существующих моделей обучения. Обосновано применение личностно-деятельностного подхода как приоритетного в процессе обучения межкультурной коммуникации. Представлены стадии, фазы и типология упражнений с целью эффективного обучения межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, модель обучения, методологические подходы, деятельност-ный подход, этапы обучения.


УДК 37.5.
А.М.Гришечкина
РАЦИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
С УЧЕТОМ ТЕОРИИ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА

В статье поднимаются проблемы, связанные с ликвидацией иноязычной неграмотности от школы до вуза. Ре-шение обозначенных проблем автор видит не только в совершенствовании процесса обучения иностранным языкам, чем непосредственно занимается методическая наука, но и в учете личностных качеств обучающихся, в частности их организации мозга. Проблемы усвоения знаний, формирования различных навыков и умений могут быть решены на основе рациональной методики с учетом теории о функциональной асимметрии полушарий мозга при участии трех наук: педагогики, психологии и методики.
Ключевые слова: рациональная методика, результат обученности, функциональная асимметрия, приемы обу-чения левополушарных личностей, приемы обучения правополушарных личностей.


УДК 378.
Т.Е. Демидова, Е.В. Лемешова
КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА

В рамках комплексного подхода через решение ситуативных задач, выделение в них структурных компонентов, в ходе практических занятий, формируется и развивается когнитивные компетенции будущих специалистов.
Ключевые слова: обучающая ситуация, ситуативная задача, контекстное обучение, когнитивная компетентность.


УДК 378.14
Д.Н. Зайцев
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИЕМАМ УМСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИОЛОГИИ

В статьерассматриваются основные мыслительные операции, составляющие основу умственной деятельности учащихся, методологические подходы к их формированию, диалектика понятий «мыслительная операция», «мыслительное действие», «прием умственной деятельности». Обосновываются практический и теоретический пути формирования приемов умственной деятельности школьников.
Ключевые слова: умственное развитие школьников, мыслительная операция, мыслительное действие, прием


УДК 378.147
Г.Г. Зак, Д.Я. Зак
МЕЖПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО
(ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ К КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена актуальным проблемам, возникающих у современных специалистов при осуществлении комплексной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматриваются подходы к профессиональной межпрофильной подготовке бакалавров специального (дефектологического) образования (профили «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология» и «Специальная дошкольная пе-дагогика и психология») к комплексной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Предложен вариант целенаправленного формирования у бакалавров по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование знаний, умений и профессиональных компетенций через проектирование дисциплин профессионального базового цикла и курсов по выбору студентов.
Ключевые слова: специалисты-дефектологи, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, меж-профильная подготовка, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессиональ-ного образования третьего поколения (ФГОС ВПО), бакалавриат.


УДК 371.128.1
И.А. Ободникова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ
Статья «Психолого-педагогические подходы к определению креативности» посвящена вопросу о креативности. Ставится проблема необходимости обладания креативностью педагогами на современном этапе развития общества. Рассматриваются различные понятия креативности в психолого-педагогической литературе. Проводится анализ представленных понятий, выделяются проблемы определения понятия. В статье делается вывод о том, что креативность – важное качество, способность, необходимая педагогу.
Ключевые слова: креативность, творчество, личностные качества, способности.


УДК 373.3
О.В. Пастюк
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАРТНЁРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассмотрены основные принципы формирования партнерских взаимоотношений в условиях детского сада и начальной школы в период модернизации образования. Предложены пути формирования у детей 5-10 лет таких личностных качеств, как СО-дружество, СО-творчество, СО-трудничество, СО-страдание, СО-переживание.
Ключевые слова: партнерские взаимоотношения, СО-трудничество, социоигровая педагогика, партнер, СО-творчество, СО-переживание.


УДК 37.01(075.8)
Д.А. Погонышева
ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ КАК СУБЪЕКТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевая роль в реализации Стратегии «Инновационная Россия – 2020» принадлежит ИТ-специалистам, как главным носителям ИТ-инноваций, выступающих стратегическим фактором инновационного развития эконо-мики. Описаны компоненты профессиональной компетентности ИТ-специалистов. Обоснованы педагогические условия формирования ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: инновация; ИТ-специалисты; профессиональная компетентность


УДК 378.046.7
М.В. Пригода
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ДИСТАНТНОГО ПЕДАГОГА К ФАСИЛИТИРУЮЩЕМУ
ОБЩЕНИЮ СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье предлагается модель подготовки дистантного педагога к фасилитирующему общению на примере иностранного языка. Среди преимуществ этой системы выделены упорядочивание и представление его в наглядной форме, отображение. Среди недостатков на первом месте отмечен тот фактор, что никакая даже самая точная модель не дает полного представления об изучаемом объекте. Одним из перспективных направлений в этой области является создание комплекса моделей.
Ключевые слова: модель, дистантный педагог, фасилитирующее обучение, дистанционное обучение, комму-никативная компетентность, управленческий потенциал.


УДК 371.263
С.В. Соколов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
К КОРПОРАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ

В представленной статье автором проведен анализ существующих концептуальных направлений определения эффективности реализации разработанных моделей, что способствовало моделированию оценки эффективно-сти, содержащей в себе выделенные компоненты оценивания, на основании которых были рассчитаны коэффи-циент эффективности и индекс динамики результативности авторской модели.
Ключевые слова: корпоративное взаимодействие, деловое общение с иностранными партнерами, готовность студентов технического профиля к корпоративному взаимодействию с зарубежными партнерами, авторская модель, эффективность, критерии эффективности, определение эффективности реализации модели.


УДК 811:378.147.88
И.В. Стрекалова
ОБ ОРГАНИЗАЦИИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Данная статья посвящена проблемам организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей при обучении иностранным языкам. Раскрыто понятие самостоятельной работы, проанализированы ее преимущества, выявлены основные цели самостоятельной деятельности и способы их достижения. Подробно освещены вопросы источников самостоятельной работы по иностранному языку, особенности управления, организации контроля и самоконтроля. Детально рассмотрена проблема использования современных информационных технологий при организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: оптимизация преподавания, самостоятельная работа, организация, управление, современные информационные технологии, самоконтроль.


УДК 378.147 + 796.071.5
В.В.Сысоев, О.В. Верхорубова,С.А. Елисеев


В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований аксидентальной компетентности. Определены педагогические условия формирования аксидентальной компетентности студентов в условиях вуза.
Ключевые слова: способности к преодолению опасности, аксидентальная компетентность, физическое воспитание


УДК 372.851
С.В. Щербатых
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В данной статье базируясь на определениях вероятностного мышления и критичности мышления, тесным образом связанной с изучением стохастики, даётся авторское определение стохастического мышления, а также актуализируется проблема его формирования у учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Ключевые слова: стохастика, стохастическое мышление, старшеклассники.



ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371.128.1
И.С. Арон
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В работе рассматриваются проблемы формирования ценностно-мотивационной сферы детей-сирот, обусловленные обострённой социальной ситуацией их развития, в контексте психологической готовности к профессиональному самоопределению. Обсуждаются результаты экспериментального исследования ценностно-мотивационного компонента психологической готовности воспитанников детских домов к профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному са-моопределению, дети, оставшиеся без попечения родителей, мотивация, ценности.


УДК 152.32
И. А. Афонин, А. В. Прусова, Н. М. Юшкова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ

Представлены результаты исследования сформированности умений принятия решения и самопрезентации старшеклассников с различным статусом. Проведен сравнительный анализ полученных результатов в группе детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и старшеклассников из семей, обучающихся в общеобразовательной школе. Показано, что сформированность самопрезентации и умения принимать решения у детей с различным статусом имеют статистически значимые отличия.
Ключевые слова: самопрезентация, умение принятия решения, статус, самомониторинг, дети-сироты, старшеклассники, стратегии поведения.


УДК 159.922.6
А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя
ПСИХОДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА
Психодиагностика нравственности будущего профессионала представлена системой нравственно-психологических отношений личности, включающей в себя: отношение к себе, другим людям, обществу, религии. Описаны результаты эмпирического исследования, свидетельствуют о нестабильности, противоречивости и ситуативной изменчивости нравственно-психологических отношений личности будущего профессионала.
Ключевые слова: нравственность, будущий профессионал, психодиагностика, нравственно-психологические отношения.


УДК 151.8:378
Т.В. Жабакова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье представлены результаты исследования представлений студентов педагогического вуза о самореализации личности. Использование метода контент-анализа позволило выделить различия в употреблении в речи лексических единиц со значением автономность и компетентность во времени в группах с различным уровнем самореализации.
Ключевые слова: самореализация, автономность, компетентность во времени, контент-анализ.


УДК 370.153
Л.В. Верес, Н.В. Матяш
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье раскрывается сущность проблемы развития исследовательской компетентности в старшем школьном возрасте посредством проектной деятельности, подчеркивается эффективность проектной деятельности в раз-витии исследовательской компетентности старшеклассников на основе эмпирического исследования.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, исследовательское поведение, исследовательские спо-собности, исследовательская инициативность, старший школьный возраст, проектная деятельность.


УДК 371.128.1
Н.К. Зиналиева, А. Е. Нартова
ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ МЕТОДИК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт практики свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно, что означает – научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.
Ключевые слова: релаксация, тексты, психологическое состояние, лексический состав, мышечная релаксация, ментальная релаксация.


УДК 159.96
Г. П. Золотникова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Проведено комплесное психологическое исследование стилей и методов родительского отношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития. Использован комплекс психологических методик для выявления родительского отношения и родительских установок в семьях, воспитывающих детей с проявлениями психического дизонтогенеза.
Ключевые слова: психологический анализ, родительские установки, родительское отношение, психический дизонтогенез.


УДК 301.085
М.В. Золотова, Т.Л. Золотова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Проведен социологический анализ государственной программы содействия занятости населения и государст-венного регулирования социально-трудовых отношений области, рассчитанной на 2012-2015 годы. Показаны целевые индикаторы программы, механизмы управления внешними и внутренними рисками в процессе ее реа-лизации. Слабой стороной анализируемой программы оказалось информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг области.
Ключевые слова: социальная политика, занятость населения, безработица, технологии социальной работы, государственное регулирование социально-трудовых отношений.


УДК 37.015.3
Н.В.Иванова
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлена программа психологического сопровождения проектной деятельности в начальном звене школьного образования, апробированная в экспериментальных классах. Автором раскрываются задачи, организационно-содержательные аспекты и адресация деятельности психолога по основным направлениям психологического сопровождения проектной деятельности, реализуемой в начальной школе: психодиагностика, психокоррекция и развивающая работа, психопрофилактика, психологическое просвещение (профессиональная коммуникация) и консультирование.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, проектная деятельность, младшие школьники, псевдопро-ектная деятельность, готовность к проектной деятельности.


УДК 159.9 (091); 159.9 (092)
О. В. Клыпа
РОЛЬ ОБЫДЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Система психологического познания включает наряду с научным знанием область обыденного психологического знания. Обыденные психологические знания являются генетически исходной, базовой формой познания, складывающейся на самых ранних этапах человеческой эволюции. Обыденное знание исторически предшествует научной мысли, сосуществует с ней в современной структуре знания, обогащая и стимулируя её развитие.
Ключевые слова: обыденное психологическое знание, научное психологическое знание, формы обыденного психологического познания.


УДК 159.96
Е. Н.Лысенко, Г.П. Золотникова
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучены показатели личностной и психоэмоциональной сферы родителей, воспитывающих детей с наруше-ниями психического развития. Установлен высокий процент лиц из числа обследованных матерей с выражен-ной депрессией, высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности, что коррелирует с дисфункцио-нальными типами родительских отношений, низким уровнем воспитательных умений родителей.
Ключевые слова: психологический статус родителей, дети с нарушениями психического развития.


УДК 378.937
Е.А. Макарова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МЕТОДОВ ПСИХОСЕМАНТИКИ В
ИССЛЕДОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье представлены результаты исследования ценностей гражданственности и патриотизма с использованием методов психосемантики. Автором обосновывается возможность применения методов семантического дифференциала и ассоциативной методики для анализа аксиосферы будущих педагогов.
Ключевые слова: патриотизм, ценностные ориентации, гражданско-патриотические ценности, психосемантика.


УДК 371
О.В. Петрова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования культуры здорового образа жизни студентов. Автором представлен анализ научной литературы по данной проблеме.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование культуры здорового образа жизни.


УДК 159.9 [372.4]
Э.А. Соколова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕХВАТКИ ВРЕМЕНИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выявлены причины нехватки времени в понимании преподавателей и студентов. Значимые, в понимании преподавателя причины нехватки времени связаны с рядом проблем собственной личности, проблемами взаимоотношений в профессиональной среде, организации трудовой деятельности в коллективе. В понимании студентов причины нехватки времени связаны с проблемами самоорганизации и самодисциплины, установления и защиты границ своего личностного времени.
Ключевые слова: нехватка времени, преподаватели, студенты, причины, самоорганизация, проблемы.


УДК 37.015.3
Н.В. Степанова
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья посвящена проблеме формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных кон-фликтах. Представлены психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах, а также основные этапы развивающей работы в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: межличностный конфликт, адаптивное поведение, старшие подростки, взаимодействие субъектов образовательного процесса, психолого-педагогические условия, развивающая работа.


УДК 159.923.2.
Ю.В Тищенко
ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Особенности просоциального взаимодействия в юношеском возрасте во многом определяются формирующейся идентичностью. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологических характеристик идентичности с особенностями поведения личности будущего педагога-профессионала в сложных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: идентичность, взаимодействие, ранняя юность, студенты, юноши, девушки.


УДК 376.3
Л.В. Токарская, М.М. Ицкович
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ
С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье рассматриваются причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной от-сталостью, в том числе, связанные с возможной агрессивностью педагогов, которые с ними работают. Приво-дятся результаты изучения агрессивности педагогов, работающих с данной категорией детей.
Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.


УДК 376.3
Л.В. Токарская, М.М. Ицкович
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ
С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье рассматриваются причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной от-сталостью, в том числе, связанные с возможной агрессивностью педагогов, которые с ними работают. Приво-дятся результаты изучения агрессивности педагогов, работающих с данной категорией детей.
Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.


УДК 371
Е.М. Фещенко
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ШКОЛЕ
Статья посвящена актуальной проблеме общего образования на современном этапе развития – проблеме психологического сопровождения внедрения новых образовательных стандартов. Рассматривается возможность методического обеспечения педагогов-психологов при внедрении ФГОС.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, образование, инновационная деятельность, проектирова-ние, федеральный образовательный государственный стандарт.



ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ

УДК 378:53
А.Б. Дамбуева, Л.В. Скокова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ



УДК 378:53
С.С. Дударева
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

В статье подчеркивается значимость использования средств ИКТ для повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка в ВУЗе. Приводятся результаты исследования уровня развития внутренней мотивации деятельности студентов при изучении иностранного языка вообще (по тесту Т.Д. Дубовицкой) и исследования мотивации студентов к использованию средств ИКТ при изучении иностранного языка в ВУЗе на начальном этапе эксперимента.
Ключевые слова: информатизация образования, мотивация к изучению иностранного языка, информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку.


УДК 53:372.8
Г.В. Егоров
О СИЛАХ ИНЕРЦИИ
В статье приводятся различные взгляды на понятие «силы инерции» и анализируются причины возникновения разногласий в среде ученых в отношении этого понятия, аргументируются важность введения сил инерции в механике, значимость применения принципа множественности и единства моделей в процессе изложения материала данной темы в курсе физики.
Ключевые слова: преподавание физики, методология, моделирование, неинерциальные системы отсчета, силы инерции, принцип множественности и единства моделей.


УДК 371.18.
В.М. Левит
РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
В статье проанализирована роль производственной практики в формировании организаторских способностей студентов колледжа искусств и культуры.
Ключевые слова: организаторские способности, организаторская деятельность, социально культурная деятельность.


УДК 159.9.072
Е.С.Новицкая
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
В статье описывается опыт исследования родительских представлений в структуре готовности ребенка к школе. В результате исследования автором выделяются группы представлений, которые дают дополнительную информацию об отношении родителей к понятию «готовность ребенка к школе» в современном мире, затрагивают актуальные переживания родителей и проблемы, с которыми они связывают поступление ребенка в первый класс.
Ключевые слова: готовность к школе, детско-родительские отношения, родительские представления о го-товности ребенка к школе.


УДК 659.13
Е.А. Петроченко
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ КОМПАНИИ
«БРЯНСКИЕ КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ» ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной работе приведен краткий обзор истории развития анимационных технологий от конца XIX века по наши дни, в том числе компьютерных программ для создания анимации. Было проведено исследование предпочтений целевой аудитории тарифа «Всё включено» компании «Брянские Кабельные Сети» методом интернет-опроса, на основе полученных данных разработан анимированный ролик и баннер.Изученные особенности использования анимации в рекламе и технологии разработки анимационной рекламы позволяют создать конкурентоспособный и эффективный рекламный продукт.
Ключевые слова: анимация, баннер, трехмерная графика, генеральная совокупность, семья


УДК 78:37.01
Е.Е. Романович
АСПЕКТЫ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
В статье рассматривается дирижерско-хоровая деятельность будущего учителя музыки. Представлены элемен-ты дирижерско-хоровой деятельности; рассмотрены основные психологические требования, предъявляемые к руководителю хорового коллектива; приведена классификация стилей управления хоровым коллективом; вы-делены исполнительские типы хоровых дирижеров.
Ключевые слова: обучение, дирижерско-хоровая деятельность, стили управления, исполнительский тип хорового дирижера.


УДК 378.1
Е.И. Серкова
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОГО
КОМПОНЕНТА РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье идет речь о том, что руководители учреждений, в том числе и образовательных, рассматривают куль-туру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделе-ния и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облег-чать общение. Организационная (корпоративная) культура образовательного учреждения, как и культура организаций других сфер и областей, исследователями признана многогранным социальным феноменом.
Ключевые слова: организационная культура, корпоративная культура, культура организации, ритуалы, обычаи.


УДК378.14
С.Л.Черенкова
САМОПОЗНАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
В статье раскрываются актуальность и возможности самопознания современного специалиста в физической культуре и спорте. Выделены компоненты физической культуры специалиста, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию в процессе физического воспитания студентов.
Ключевые слова: специалист, самопознание, самооценка, самоанализ, физическая культура, спорт.


УДК 372.881.1
Л.Н. Щербатых
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИНГВИСТИЧЕСКИ
ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье автор описывает опыт формирования ценностных ориентаций у лингвистически одарённых школьников средствами иностранного языка и художественной литературы. Обсуждение различных тем на уроках иностранного языка, связанных с культурной жизнью англичан и американцев, а также произведений художественной литературы, обогащают лингвистически одарённых школьников не только богатой лингвострановедческой информацией, но и содержат интересные идеи, гуманистические ценности, такие как: порядочность, умение говорить правду, тактичность, вера в способности человека.
Ключевые слова: ценности, гуманитарная культура, иноязычная культура, ролевые игры, языковые упражнения.