№2-2023-01

№2-2023-01

УДК 32.019.51

DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-02-07-25

Антипов А.М.

ОТРАЖЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ В ФОКУСЕ ИСТОРИОГРАФИИ

В данной статье рассматривается текущее состояние одного из направлений изучения исторической памяти — исследования учебников истории. В тексте представлен аналитический историографический обзор материалов, посвящённых отражению Великой Отечественной войны в учебниках истории России 1992–2020 гг. Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире учебники, учебные пособия и школьные программы являются ключевыми инструментами государственной политики памяти. Поскольку Великая Отечественная война стала центральным объектом исторической памяти российского общества и одним из столпов национальной идентичности, она активно используется в образовательной политике и политике памяти, что не могло не стать предметом деятельного изучения специалистов в области memory studies. В статье выделены два основных направления изучения учебников: трактующих учебник как образовательный текст и как идеологический. Выявлены три основных варианта идеологических воззрений исследователей в контексте их интерпретаций Великой Отечественной и Второй мировой войн, памяти и политике памяти о них, которые можно отнести к «патриотическим», «либеральным» и соответствующим западному академическому дискурсу. Рассмотрена оценка учёными учебников разных лет, установлено, что в литературе изложение событий Великой Отечественной войны в отечественных учебниках получило смешанные, хотя и преимущественно позитивные оценки. В статье отмечается, что оценка учебников, особенно в рамках направления их изучения как идеологических текстов, прямо зависит от идеологических воззрений самих исследователей. Отмечается очевидная недостаточность изучения новой линейки отечественных учебников (после 2016 г.), а также методологическая ограниченность существующих в литературе подходов к анализу учебных текстов. На наш взгляд, такое изучение должно сочетать методы нарративного анализа и дискурс-анализа, уделять внимание методам конструирования исторических мифов и прямых фальсификаций, что обеспечит глубину изысканий о семиотических и лингвистических особенностях текста учебника.

Ключевые слова: политика памяти, историческая память, исторический нарратив, идеологический нарратив, интерпретация исторических событий, трактовка истории, общее образование, образовательная политика, учебники истории.

Antipov A.M.

REFLECTION OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN RUSSIAN HISTORY TEXTBOOKS IN THE FOCUS OF HISTORIOGRAPHY

This article discusses the current state of the study of history textbooks, presents a historiographic review of materials on the coverage of the Great Patriotic War in the history textbooks of Russia in 1992–2020. In the modern world, textbooks, teaching aids and school programs are the key instruments of the state politics of memory. The Great Patriotic War has become one of the central objects of the historical memory of Russian society and one of the pillars of Russian identity, and therefore is actively used in all of the above tools of education and politics of memory. Two main areas of study of textbooks are singled out — as educational and as ideological texts. The ideological views of researchers and their own attitude to the Great Patriotic War and World War II, memory and politics of memory about them are revealed, which can be attributed to “patriotic”, “liberal” and corresponding to Western academic discourse. The assessment by scientists of textbooks of different years is considered, it is established that Russian textbooks received mixed, mostly positive assessments. Evaluation of textbooks depends on the ideological views of the scientist. The obvious insufficiency of studying the new line of domestic textbooks (after 2016) is noted, as well as the methodological limitations of the approaches to the analysis of educational texts existing in the literature. Such a study should combine the methods of narrative analysis and discourse analysis, pay attention to the methods of constructing historical myths and direct falsifications.

Keywords: politics of memory, historical memory, historical narrative, ideological narrative, interpretation of historical events, interpretation of history, basic education, educational policy, history textbooks.

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия)

Saint Petersburg State University (Russia)

Читать статью (pdf-файл)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная