№2-2024-09
УДК 94(470)»17″+93
DOI: 10.22281/2413-9912-2024-08-02-86-95
Лупанова Е.М.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XVIII В.: ПРИОРИТЕТЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
История Российской академии наук насчитывает ровно три столетия. За это время отношение к знанию и исследовательские приоритеты претерпевали существенные изменения. Эволюция была постепенной, не всегда целенаправленно регулируемой и осознаваемой. В учебных курсах и обобщающих работах XVIII обычно представлен как время развития науки Нового времени; период, когда поворот от средневековой схоластики к современному экспериментальному научному познанию мира был уже свершившимся фактом. Такой стереотип сформировался и укрепился в прошлом веке. При внимательном рассмотрении однако оказывается, что в XVIII в. взгляд на науку имел много общего с казалось бы уже отжившими к тому времени традициями. XVIII в. был очень далек от технократических категорий мышления, сформировавшихся в ХХ в. и искусственно переносимых на более ранние периоды. Эпоха энциклопедизма характеризовалась институализацией науки, секуляризацией и рационализацией мышления, переосмыслением иерархии научного знания, способов применения математического и логического инструментария, отношения к «свободным» и «механическим» искусствам. При этом сильным оставалось наследие богословия. Полезность наук определялась перспективами преумножения символического капитала – прославления монарха, совершенствования государственного аппарата управления, жизни двора, поддержания дипломатических отношений, приближения к пониманию смысла и величия Творения, совершенствования нравстенности. Таким образом, наиболее престижным было гуманитарное знание – история, филология (теория и практика стихосложения, изучение языков для международного общения), политическая и экономическая теория, философия. Коммерческие выгоды торговли и производства, совершенствование технологий, улучшение бытового комфорта не осознавались как сферы практического применения научных знаний.
Ключевые слова: Российская академия наук, Кунсткамеры, наука Нового времени, история науки, иерархия научного знания, синкретизм, секуляризация, рационализация, свободные и механические искусства.
Lupanova Ye.M.
Scientific Researches of the 18th century: priorities and practical meaningng
General works usually present the 18th century as the time of modern sciences development; the period when the turn from the mediaeval scholastics to the modern experimental sciences has already happened. This stereotype formed in the middle of the 20th century (especially German and Soviet). Basing on a number of publications of that period and modern researches the author of this article shows how much had the ideas of sciences values in the 18th century with traditions, which are so often regarded to be outmoded by that time: the understanding of God’s purpose, collecting wonders of the world and the proofs of His wisdom, monarch’s labour to realize His intentions. The 18th century was very far from the technocratic designations formed in the 20th century and factitiously transformed to some earlier periods of times. The encyclopedic epoch is characterized by the appearance of institutes, secularization and rationalization of mentality, rethinking the hierarchy of different science and the methods of applying mathematical and logical instruments, the attitudes to “liberal” and “mechanical” art. Academic recommendations on solving some practical tasks cold include not only rational advices but also penance and eager invocation. The processes of modern science formation were complicated, gradual and multivalued. New trends included gradual and partial rethinking of sciences’ “use”, “mechanical arts” relative advantage in status, appearance of new ways of mathematics and logical reasoning application; refocusing knowledge to secular, material and anthropocentric values; rationalization of sciences as the turn to resource-studies and improving the efficiency of usage with the means of state management; institutionalization (appearance of academies, new universities and expert societies).
Keywords:Russian academy of sciences, Kunstkamera, sciences of the New time, history of sciences, hierarchy of knowledge, syncretism, universalization of results of special researches, secularization, rationalization, liberal and mechanical arts
МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, Россия
M. V. Lomonosov’s museum at MAE RAS, St. Petersburg, Russia
Download (pdf)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная